Господь - Бог, Иисус и Святой Дух

Жизнь во Христе...

yandex поисковик Google

ТАК ЕДИН БОГ ИЛИ ТРИЕДИН?

14. Октябрь, 2013

Сегодня в вопросе Триединства Бога христиане поделились на два лагеря, — на тех, кто верит в Троицу, и на тех, кто не верит в Триединого Бога.

Но влияет ли это как-то на наше спасение? Зависит ли моё спасение от того, верю ли я в Триединого Бога, или в Единого? Я думаю, что нет. Моё спасение зависит от того, являюсь ли я учеником Иисуса Христа, и следую ли за Ним, взяв свой крест, или следую за Ним, не беря креста. Это наиболее важный вопрос, который нуждается в нашем внимании. Но, тем, не менее, давайте посмотрим, что Писание говорит по этому поводу. Давайте рассмотрим те места из Писания, которые показывают, что Бог является Триединым, а так же те, которые говорят о том, что Бог един и попытаемся прийти к какому-то выводу.

В Библии мы не находим такого слова «Триедин» или «Троица», но это понятии не возникло на пустом месте. Суть Триединства Бога не возникло в чьём-то уме просто потому, что кто-то захотел придумать себе трёх Богов, так как ему было мало одного. Понимание Триединства Божьего возникает при тщательном изучении многочисленных библейских текстов, которые мы и рассмотрим.

Давайте сначала обратимся к самой первой книге Библии – Бытию: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему…» (Быт. 1:26). Мы видим, что написано: «И сказал Бог», а не «сказали Боги». Мы так же видим, что Бог не сказал, что Он сотворит (в единственном числе) человека по образу Своему. Нет. Он сказал «сотворим» (во множественном числе) по «образу Нашему по подобию Нашему». Из этого текста мы ясно видим, что Бог является одним Богом, а не несколькими, и ясно видим, что Он говорит о Себе во множественном числе. В оригинале, в еврейском языке, глагол «сотворим» стоит во множественном числе, поэтому и на русский язык слово переведено точно так же.

Следующий стих говорит: «И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно» (Быт. 3:22). Мы видим опять, что слова «сказал Господь Бог» написаны в единственном числе, и тут же Он говорит о Себе во множественном числе: «как один из Нас». Интересно, почему Бог НЕ сказал: «вот, Адам стал как Я», а сказал: «как один из Нас»? Эти слова Бога так же наталкивают на мысль, что Он является с одной стороны одним Богом, а с другой, что Сам в Себе Он имеет разговор ещё с Кем-то.

Ещё один стих из книги Бытие: «И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать; сойдём же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого» (Быт.11:7). В этом стихе мы видим то же самое, что и в предыдущих. Слова «И сказал Господь» — написаны в единственном числе, а «сойдём и смешаем» во множественном. Только в книге Бытие мы видим три случая, когда Бог говорит о Себе во множественном числе.

Теперь давайте обратимся к словам Исайи: «И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? и кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня» (Ис.6:8). Сначала мы видим, что Бог говорит: «кого Мне послать?» и тут же говорит: «и кто пойдёт для Нас?». Суть та же самая, что и предыдущих рассмотренных нами стихах.

Как вы думаете, почему Бог позаботился о том, чтобы эти стихи были записаны в Библии? Хотел ли Он нам что-то этим сказать? До сих пор мы увидели только один факт, который заключается в том, что Бог является одним Богом, Который Сам в Себе имеет разговор с Кем-то и говорит о Себе во множественном числе. Теперь давайте посмотрим, с Кем же Он вёл диалог Сам в Себе?

Бог через пророка Исайю открывает то, что произойдёт в будущем, — рождение Иисуса Христа: «Ибо младенец родился нам — Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира» (Ис.9:6). Из этого стиха ясно видно, что Сын (Иисус Христос) имеет владычество, является Богом крепким и Отцом вечности. Это атрибуты Бога. Из этого стиха мы видим вторую Личность, которую Писание называет Богом. Вот ещё текст, который говорит об Иисусе Христе: «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Мих.5:2). Из этого текста видно, что «Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле», — это Господь Иисус Христос, «Которого происхождение из начала, от дней вечных», т.е. Он является вечным Богом. Эти стихи говорят о том, что Христос является вечным Богом, поэтому, на основании рассмотренных нами текстов, мы можем прийти к выводу, что Бог, говоря: «по образу Нашему по подобию Нашему…, Адам стал как один из Нас…, сойдём же и смешаем там язык их…, и кто пойдет для Нас говорит о Себе и Сам в Себе, по крайней мере, с ещё одной Личностью – Сыном (Иисусом Христом). Я думаю, что нет надобности приводить все тексты, ясно показывающие Божественную Сущность Иисуса Христа, так как эта статья предназначена не для Свидетелей Иеговы, а для христиан. Свидетели Иеговы относятся к той категории людей, которым приведи хоть все неоспоримые доказательства Божественности Христа, они всё равно не поверят и скажут, что это неправильный перевод Библии:)

Во время крещения Иисуса Христа мы ясно видим, Каким Бог открывает Себя: «И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф.3:16,17). В этом стихе мы ясно видим

1). Иисуса Христа, вышедшего из воды,

2). Святого Духа, спускающегося в виде голубя, и

3). Звучащий голос Бога, Которого Иисус на протяжении всей Своей земной жизни называл Своим Отцом.

Итак, мы видим Три Личности, Которые являются Одним Богом.

Мы неоднократно читаем в Евангелиях различные тексты, где Иисус Христос общался со Своим Отцом Небесным; когда учил учеников молиться Отцу Небесному; учил просить во имя Своё у Отца Небесного и где Он говорил о Духе Святом. Я думаю, что нет надобности, перечислять все эти многочисленные тексты, так как каждый христианин прекрасно их знает. Только хочу привести три из этих многих текстов: «И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне. Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю» (Ин.14:13,14). Иисус Христос НЕ учил просить учеников у «Иисуса во имя Иисуса», а учил просить у Отца во имя Его. И далее Он говорит, что Отец прославится в Сыне. Здесь Он говорит о двух Божественных Личностях – об Отце и Себе. Следующий текст говорит уже о трёх Личностях: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять…» (Ин.14:15-17). В этом тексте мы видим, что Иисус Христос (Бог) обещает Своим ученикам, что будет просить Своего Отца (Бога) дать им другого Утешителя (Духа Святого — Бога). Мне кажется, чтобы не увидеть этих многочисленных библейских стихов, которые показывают Бога в Трёх Личностях, нужно очень постараться. И вот ещё один текст: «Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Ин.15:26). Здесь так же мы видим, что Иисус Христос пошлёт ученикам Святого Духа от Отца Небесного.

Перед самым Своим вознесением Иисус Христос дал повеление Своим ученикам: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф.28:19). Некоторые христиане начинают приводить другие два текста из Писания, где говорится, что Апостолы повелевали людям креститься во имя Иисуса Христа, пытаясь опровергнуть Триединство Бога. Вот один из них: «Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа» (Деян.2:38). Но разве этот текст опровергает слова Самого Иисуса Христа, когда Он показал, что есть Три Личности – Отец, Сын и Дух Святой? Может быть, Иисус Христос заблуждался насчёт этого? Или может быть, Пётр считал, что если человек будет креститься в Иисуса Христа, то Отца и Святого Духа нет? Или может быть, этот текст говорит о том, что Отец, Сын и Дух Святой являются одной Личностью? Если Отец, Сын И Дух Святой – это одна Личность (а не три), то с кем Иисус Христос постоянно общался, когда уединялся для молитвы? С Самим Собой? Прочтите молитву Иисуса Христа, которая записана в Евангелии от Иоанна в 17 главе, которая полностью посвящена молитве Иисуса Христа Своему Отцу Небесному. Поэтому, как бы вы ни крестились – в Отца, Сына и Духа Святого, или просто в Иисуса Христа, это не отменяет многочисленные факты того, что Иисус (Бог в Теле) общался с Отцом Небесным (Богом, сидящем на троне) через Святого Духа (Вездесущего Бога). Вот ещё один текст, где Апостол повелевает креститься во имя Иисуса Христа: «Кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святаго Духа? И велел им креститься во имя Иисуса Христа. Потом они просили его пробыть у них несколько дней» (Деян. 10:47,48). Некоторые верующие используют этот текст, чтобы доказать, что Бог является только одной Личностью (а не одним Богом в трёх Личностях), но в самом этом тексте уже говорится о третьей Божественной Личности – Святом Духе. Поэтому, эти стихи не могут никоим образом опровергнуть Триединую Сущность Бога.

Теперь давайте посмотрим, что говорят Апостолы, когда упоминают три Божественные Личности: «А надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам. Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых» (Рим.5:5,6). Апостол Павел так же показывает нам, что любовь Бога дана христианам Святым Духом, потому что Иисус Христос умер за грешников. Здесь перечислены все три Божественные Личности одного Бога.

Вот ещё слова Апостола Павла: «Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас. Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божии. А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться» (Рим.8:11,16,17). Павел говорит, что Дух Святой, т.е. Дух Отца воскресил Иисуса Христа из мёртвых. Так же Павел говорит, что 1) Дух Святой свидетельствует нам. 2). Мы наследники Божии. 3). Сонаследники Христу. Мы ясно видим, что Отец, Сын и Дух, — это три Личности, Которые являются Богом.

Проблема, почему людям трудно принять этот факт, что Бог является одним Богом в Трёх Лицах, который мы ясно видим на протяжении всей Библии, заключается в том, что они пытаются понять Бога своим ограниченным умом. По мнению многих людей, такого быть не может, потому, что, как им кажется, это невозможно. Но Богу поселиться в человеческом теле, тоже по человеческому рассуждению невозможно, и тем более, Богу стать Человеком, так же невозможно, но, тем не менее, это факт. Мы должны понять, что если что-то для нас непонятно, то это ещё не означает, что это неправильно. Мы не должны судить о Совершенном, Всемогущем, Всезнающем, Святом и Вездесущем Боге своим ограниченным умом, которым мы даже неспособны понять, что значит: Бог всегда был, или что значит: вселенной нет конца. Если вы начнёте думать об этом, то осознаете тот факт, что ваш разум очень и очень ограничен. Что тогда мы можем говорить о Том, Кто сотворил вселенную и всё, что её наполняет, о Том, Кто никогда не рождался и всегда был и всегда будет? Рекомендую вам прочесть статью: «Так Божье предопределение, или свободная воля», где показан наш ограниченный разум.

Посмотрите, как Апостол Павел заканчивает своё послание к коринфянам: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами» (2Кор.13:13). Куда уже яснее можно сказать, чтобы мы увидели три Божественный Личности одного Бога? Мы видим, что есть благодать Иисуса Христа, есть любовь Бога Отца и есть общение Святого Духа.

Павел пишет: «Но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление. А как вы — сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!» (Гал.4:4-6). Кто послал Сына Своего? Бог. Сын не пришёл Сам от Себя. Кто послал Духа Сына Своего? Бог. Людям трудно понять: «Как это может быть? Бог послал Сына, и Бог послал Духа Сына?» В том то и дело, что своим человеческим, ограниченным умом, трудно понять, как Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой являются одним Богом и в то же время тремя Личностями. И людям трудно понять, почему Дух Святой, назван Духом Сына, почему Дух Святой – это так же Дух Отца. Многие люди считают, что Бог должен быть либо один, либо Богов должно быть три, но один Бог в трёх Личностях ну никак не могут быть. Поэтому, противники этой истины рисуют какое-то существо с тремя лицами, и говорят: «Вот Бог христиан, которые верят в Троицу! Разве такой Бог может быть?» Таковым хочу сказать: «Разве вы решаете, каким Богу быть? Разве вы способны своим человеческим ограниченным умом постичь непостижимого Бога? Вам ли определять, может ли Бог быть одним и в то же время в трёх Личностях, или не может? Не лучше ли вам оставить свои человеческие потуги понять Бога, чьи мысли настолько далеки от нашего понимания, как земля далека от неба? Не лучше ли вам принять просто верой тот факт, о котором неоднократно и так ясно говорит Писание?»

Подобных текстов достаточно много, поэтому, не буду перечислять их все. Вот ещё пару текстов: «По предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа: благодать вам и мир да умножится. Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа» (1Пет.1:2). «А вы, возлюбленные, назидая себя на святейшей вере вашей, молясь Духом Святым, сохраняйте себя в любви Божией, ожидая милости от Господа нашего Иисуса Христа, для вечной жизни» (Иуд. 20:21). Я думаю, что этих текстов достаточно, чтобы увидеть, что есть три Божественных Личности, Которые являются одним Богом.

Те, кто отвергают истину о Триединстве Бога, основывают свои умозаключения на некоторых стихах, где говорится, что Бог един есть. Вот несколько таких текстов: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть» (Втор.6:4). «Объявите и скажите, посоветовавшись между собою: кто возвестил это из древних времен, наперед сказал это? Не Я ли, Господь? и нет иного Бога кроме Меня, Бога праведного и спасающего нет кроме Меня» (Ис.45:21). «Один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас» (Еф.4:6). «Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут» (Иак.2:19). Некоторые верующие считают, в этих стихах содержится доказательство, что Бог никак не может быть в трёх Личностях. Но я не вижу здесь никакого доказательства. Слова: «Господь един есть… нет иного Бога кроме Меня… Один Бог и Отец всех… Ты веруешь, что Бог един…» совершенно не доказывают, что Бог не имеет в Себе три Личности. Мы не говорим о трёх отдельных Богах, мы говорим об одном Боге, едином Боге, Который открывает себя нам в трёх Личностях. Этот факт так и называется: Триединство, т.е три в одном. Бог един (единственный), и нет подобного Ему, и с этим никто и не спорит. Никто не спорит с тем, что Он единственный, Которому нет подобного во всей вселенной. Никто не спорит с тем, что Он один Бог. Это истина. Но Писание показывает нам этого единого Бога в трёх Личностях. Именно поэтому Бог и говорит о Себе: «И сказал Бог: (в единственном числе) сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему… (во множественном числе). И сказал Господь Бог: (ед. ч.) вот, Адам стал как один из Нас (мн. ч.). И сказал Господь: (ед. ч.) вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать; сойдём же и смешаем (мн. ч.) там язык их».

Ещё раз хочу сказать, что проблема заключается не в Боге, а в слишком ограниченном человеческом разуме, который не может вместить в себя эту истину о Триедином Боге. Но, тем не менее, от этого она не перестаёт оставаться истиной. Именно по этой причине на заре христианства появилось Арианское движение, родоначальником которого был некий Арий. Он никак не мог понять логику триединства Божьего, в результате чего, стал полностью его отрицать. В наше время так же много людей, похожих на Ария, хотя многие из них являются искренними и любящими Бога людьми. Я не верю в то, что если человек не верит в Триединство Бога, то это как-то может повлиять на его спасение. Ведь те, кто верят в Триединство Божье, всё равно не понимают до конца, что это такое, так как нам не с чем это сравнить. У нас просто нет таких компонентов, чтобы понять истину о Триедином Боге, точно так же, чтобы понять истину о том, что Бог Самосуществующ, что Бог находится вне времени, что Бог не ограничен пространством и т.д. Рекомендую вам прочесть все статьи на нашем сайте о Боге и Его Сущности, чтобы хоть немножко понять, насколько велика разница между Богом и Его творением – человеком.

Те люди, которые отвергают Триединство Бога, основывают свои умозаключения на подобных стихах: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть» (Втор.6:4) . Они считают, что слово «един» означает «одна Личность». Но на самом деле слово «един» означает: «единственный и неповторимый». На протяжении всей Библии Бог говорил и говорил людям, что Он единственный, Кого нельзя сравнить с Его творением, Кому нет равных во всей вселенной. На основании предыдущих стихов мы увидели, что Бог одни, а не три, но Он открывается нам в трёх Божественных Личностях.

Слово «един» так же происходит от слова «единство», и подразумевает единство нескольких Личностей. Когда Иисус Христос сказал о муже и жене, что они являются одной плотью, то означает ли это, что они стали одной личностью? Нет, конечно. Они являются двумя личностями, но они настолько едины (по крайней мере должны быть), что становятся одной плотью. Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой находятся в абсолютном единстве, между Ними существует абсолютная любовь и абсолютное посвящение друг другу, что делает Их единым целым. И хоть в Писании нет самого термина «Триединство», но это слово отображает саму сущность Бога, и показывает, что единый Бог имеет в Себе три Личности.

И давайте мы не будем забывать то, что сказал Господь: «Сокрытое принадлежит Господу Богу нашему, а открытое — нам» (Втор.29:29). Есть много всего, что сокрыто Господом от нашего понимания, поэтому, если мы чего-то не понимаем, то это ещё не говорит о том, что этого не может быть. Мы способны понять только то малое, что Господь позволяет нам понять, но чего уже достаточного, чтобы увидеть Его Величие, Владычество, Всемогущество и в глубоком смирении перед Ним преклониться, осознавая, насколько Он Велик и необъясним нашим ограниченным умом.

И закончить эту статью хотелось бы замечательным высказыванием доктора Эйдена Тозера: «Некоторые люди, отвергающие всё, что они не могут объяснить, отрицают, что Бог Триедин. Пристально глядя на Всевышнего своим холодным и спокойным взглядом, они думают, что не может быть, чтобы Он был одновременно и одним, и тремя. Эти люди забывают, что вся их жизнь окутана тайной. Они не думают о том, что любое реальное объяснение, даже простейшего явления природы, скрыто во мраке, а объяснить это явление не легче, чем тайну Божества».

 

 

http://ieshua.org/gde-v-pisanii-govoritsya-o-tom-chto-bog-triedin.htm

 

 

    Игорь

Никто не знает Отца кроме Сына и Сын кому хочет открывает.Как же можно тогда голосовать не имея откровенья от Сына?

emmanuil

Не нужно иметь многого ума, что бы ответить на этот вопрос. Достаточно посмотреть на Его творение. созданное по Его Образу и подобию.. Если мы скажем кому либо, что он имеет три лица, или того хуже - двуличен..., то рискуем обидеть человека. Даже если мы аргументируем такое к нему обращение тем, что он состоит из тела, души и духа, - этот аргумент никак не убедит никого из здравомыслящих людей...да и себя самого...но вот по отношению к своему Создателю, некоторые из детей Его, допускают такие оскорбления, следуя за большинством голосов - на зло....и огорчая своего Отца...

Игорь

Не мое дело, кто есть кто, но напрашивается вывод, что некоторые не знают Отца и рождены от какого либо церковного вероученья а не от Слова, ибо Слово было, есть и будет Бог! И к Слову не имеем права прибавлять или отнимать и Оно не подлежит частному истолкованью. Пишу в надежде, что все будем сличать со Словом. Благословений всем!

Игорь

Кто имел личное переживание с Господом,знает Его присутствие и знает,что Господь есть Дух и где Дух Господень,там свобода.Но чтобы примирить нас с Собою,Он стал человеком.И если Он вошел в сердце человека,потому Его не стало на одну личность больше.

Алексей

1Кор 12, 4-6, Вот представление этой картины, и ещё 2Кор 4, 21-22 так же 2Кор 13,13, Еф 1,17. Еф 3, 14-17, и здесь, Тит 3, 4-6. и вот здесь 1Пет 1,2. Евр 9,14 и последнее Иуд 1,20-21. Вот как то так, не намереваюсь спорить просто показываю ясность писания в этих стихах. Благодать и мир да прибудет с нами. Аминь.

Виктор

Никто не знает есть ли он вообще

Гелена

Есть Виктор, и мы тому свидетели, дай Бог и вам повстречаться с Ним и ощутить полноту Божьей любви!

Dshedoo

Похоже, что этот Виктор очень крутой парень

сергей

Бог не один -и не триедин это ложь и учение антихриста .Но Бог един и мы должны быть и стать вникнув в совершенный закон свободы-Слово Бога Живого с Отцем и Сыном Его в одном Духе кто знает сие тот скажет что не растроился а стал общником одного Божьего естества.

teolog

Св Патрик проповедуя в Ирландии чтоб показать Божье триединство использовал листок клевера. Три в одном.


Бог Триедин. Свидетельства Ветхого Завета

11th.01.14

Вот нашел замечательную статью «Является ли учение о триединстве еврейским?» Др. Арнольда Фрухтенбаума и решил с вами ею поделиться. А вот тут можно скачать буклет о триединстве Бога. Неоспоримые аргументы из Ветхого Завета.

Раввин реформистского «Храма Синай» из Филадельфии, Стенли Гринберг писал, что, разумеется, христиане имеют право верить учению о триединстве. Но их старания подтвердить это учение с помощью еврейской Библии рушатся под всеобъемлющими доводами самой же Библии… Писание чётко и ясно повествует об одном Боге… еврейская Библия однозначно подтверждает единство Божества. Он подчеркнул, что именно монотеизм, бескомпромиссная вера в одного Бога и является отличительной чертой еврейской Библии, нерушимой основой для иудаизма и незыблемой верой каждого иудея.

Если рассматривать христианство как политеизм или тритеизм, рассуждал раввин Гринберг, или рассматривать христианскую концепцию триединства, как одну из разновидностей монотеизма, всегда напрашивается лишь один вывод: триединство и иудаизм несовместимы. Даже если рассматривать христианскую веру, как монотеистическую, то можно увидеть, что она выглядит недостаточно монотеистической, чтобы квалифицировать себя наравне с иудаизмом. Именно эти мысли он продолжает высказывать далее, говоря, что ни при каких обстоятельствах концепция Божьего множества или триединства не может быть основана на еврейской Библии.

Возможно, самое лучшее - начать с единственного свидетельства и источника еврейского богословия – Библии. Если так много зависит от еврейских Писаний, то давайте к ним и обратимся.

БОГ ЕСТЬ МНОЖЕСТВО

Имя Элохим

Обычно не вызывает разногласий ивритское существительное Элохим (Бог), имеющее окончание «им», т.е. являющееся множественным числом мужского рода. Слово Элохим употребляется как по отношению к Богу Израиля Быт. 1:1: «В начале сотворил Бог небо и землю», так и по отношению к лжебогам, как, например, в Книге Исход 20:3: «Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» и в Книге Второзакония 13:2: «…пойдём вслед богов иных…». Даже если этот пример ещё не признак триединства Бога, то по меньшей мере он помогает понять Его множественность.

Глаголы множественного числа, используемые со словом Элохим

Практически всеми иудейскими духовными школами признаётся, что слово Элохим является существительным во множественном числе. Тем не менее, они же отвергают его в качестве аргумента о множественности Бога: «когда слово Элохим употреблено по отношению к истинному Богу, за ним обязательно следует глагол в единственном числе, а когда к ложным богам - во множественном». Вот как это поясняет раввин Гринберг:

«…глагол бара (сотворил), используемый в первом стихе Книги Бытия, употреблён в единственном числе. Не надо быть большим специалистом, чтобы понять - первый же стих Книги Бытия чётко свидетельствует о единичности Бога».

Это утверждение в основном верно. Библия учит, что «Господь Бог есть Бог один» и, действительно, когда речь идёт об истинном Боге глаголы используются в единственном числе. Однако есть исключения, когда за словом, характеризующим истинного Бога, следует глагол во множественном числе:

Бытие 20:13: «…когда Бог повел (буквально повели) меня странствовать из дома отца моего…»

Бытие 35:7: «… ибо тут явился ему Бог ( буквально явились), когда он бежал от лица брата своего…»

2-я Книга Царств 7:23: «И кто подобен народу Твоему, Израилю, единственному народу на земле, для которого приходил (буквально приходили) Бог …»

Псалом 57:12: «… итак есть Бог судящий (буквально судящие) на земле…»

Имя ЭЛОАХ

Если бы существительное во множественном числе Элохим было бы единственной возможностью, описывающей истинного Бога, можно было бы предположить, что писатели еврейских Писаний не имели другой альтернативы использования этого слова применительно как к Богу, так и к ложным божествам. Однако в текстах мы находим его также и в единственном числе Элоах, например, в Книге Второзаконие 32:15-17 или в Книге пророка Аввакума 3:3. По сути, таким словом и можно было бы пользоваться постоянно, однако, оно встречается в текстах лишь 250 раз, тогда как слово Элохим - 2500 раз. Это свидетельствует скорее о множественности, чем об абсолютной единичности Бога.

Местоимение МЫ

Знакомство с грамматикой иврита помогает нам подметить, что Бог пользуется местоимением Мы в отношении самого Себя.

«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему…» Бытие 1:26

Вряд ли Он обращался к ангелам, поскольку человек сотворён по образу Бога, а не ангелов. Мидраш Рабба (комментарий Талмуда - прим. перев.) на Книгу Бытия, признавая, что этот отрывок не из лёгких, предлагает следующее объяснение: Раввин Шмуэль Бар-Ханман от имени Раввина Ионатана говорил, что Моисей, записывая Тору каждый день понемногу, дошёл до того места, где сказано: «И сказал Элохим сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему…» И сказал Моисей: «Владыка вселенной! Зачем даёшь Ты еретикам (верующим в триединство) повод к оправданию?» Бог ответил Моисею: «Ты пиши, а заблуждающийся пусть заблуждается…» (Мидраш Берейшит Рабба 8:8, о Быт.1:26 [New York: NOP Press. N.O.]). Понятно, что Мидраш Раба не дает четкого и убедительного ответа и просто пытается обойти стороной вопрос: «Почему же Бог именует Себя во множественном числе?»

Ещё несколько примеров:

Бытие 3:22: «И сказал Господь Бог: вот, и Адам стал как один из Нас в познании добра и зла …»

Бытие 11:7: «Сойдём же, и смешаем там язык их, чтобы они не понимали речи друг друга…»

Исаия 6:8: «И услышал я голос Господа Моего, Он сказал: «Кого Мне послать и кто пойдёт для Нас?»»

Множественность в обозначениях Бога

Следующая особенность, вышедшая из иврита – неоспоримый факт того, что если речь идет о Боге, то существительное и прилагательное часто используются во множественном числе. Например:

Екклесиаст 12:1: «И Помни Создателя твоего…» (буквально Создателей)

Псалом 149:2: «Да веселится Израиль о Создателе своем …» (буквально о Создателях)

Иисус Навин 24:19: «…ибо Он Бог святой» (буквально Боги святые)

Исаия 54:5:«Ибо Творец твой есть супруг твой» (буквально, Творцы, супруги)

Все эти доводы основаны на особенностях иврита - языка Священного Писания. И если наше богословие зиждется исключительно на авторитете Слова Божия, то надо признать, что с одной стороны оно определяет единство Бога, с другой - говорит о Его множественности.

Молитва Ш’МА

Второзаконие 6:4: «Слушай, Израиль, Господь, Бог наш, Господь один».

Текст из Второзакония 6:4, известный как Ш’МА, всегда служил символом веры Израиля. Этот стих больше чем какой-либо другой подчёркивает единство Бога. Чаще всего именно его и используют для доказательства единичности Бога. Но всегда ли правильно трактуется этот текст?

Во-первых, слова «Бог наш» в иудейском тексте употреблены тоже во множественном числе, то есть буквально «Боги наш».

Во-вторых, главным аргументом является выражение «Господь один» (хаШЕМ эхад). Один взгляд в еврейские тексты, использующие это слово, четко раскрывает, что Эхад означает не только «один единственный, единичный», но должен быть переведён как «Господь един», с указанием на сложное единство.

Известно, что в Книге Бытия 1:5 сочетание вечера и утра названо «днём одним» (эхад). Далее, в Бытие 2:24 мужчина и женщина в браке составляют одну плоть (эхад). В Книге Ездры 2:64 говорится о том, что всё общество, состоящее из отдельных индивидуумов, было вместе (буквально как один - эхад). Ещё более показательным примером служит стих из Книги Иезекииля 37:17, где два жезла составляют одно (эхад). Итак, слово эхад использовано для обозначения сложного (т.е. не абсолютного) единства. Есть в иврите особое слово, обозначающее «монолитное» единство - яхид, и оно может быть найдено во многих отрывках, где подчёркнуто выражена единственность (Бытие 22:2,12; Судьи 11:34, Притчи 4:3; Иеремия 6:26; Амос 8:10; Захария 12:10). Если бы Моисей учил тому, что Бог абсолютно единичен, ему трудно было бы подыскать более подходящее слово, чем яхид. Кстати, Маймонид (Рабби Моше бен Маймон, он же Рамбам, еврейский богослов 12 века – прим. перев.) подметил силу этого слова и употребил именно его в «Тринадцати Принципах Веры» вместо эхад. Однако во Второзаконии 6:4 его просто нет.

БОГ КАК МИНИМУМ ДВОИЧЕН

Элохим и ЯХВЭ – две личности?

Дополнительными аргументами, доказывающими «множество в одном», являются места еврейских Писаний, в которых к двум личностям, упоминающимся в одном отрывке, относится слово Элохим.

Псалом 44:7,8:

«Престол Твой, Боже, вовек; жезл правоты - жезл царства Твоего.

Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих».

Необходимо заметить, что здесь речь идет об обращение второго Элохим к первому Элохим, и второй Элохим является Богом первого Элохим.

Осия 1:7 «А дом Иудин помилую и спасу их в Господе Боге их, спасу их ни луком, ни мечом, ни войною, ни конями и всадниками». Говорящий есть сам Элохим. Он заверяет, что проявит свою милость дому Иуды, и вместе с ЯХВЭ, вашим Элохим, спасет вас. Еще раз: Элохим №1 спасет Израиль через Элохим №2.

Не только имя Элохим в одном стихе употребляется по отношению к двум личностям. Такую же двоичность мы видим в собственном имени Бога. Пример находим в Книге Бытия 19:24:

«И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба»

Очевидно здесь ЯХВЭ №1 (находящийся в земной сфере) прольет огонь и серу от ЯХВЭ №2, находящегося на небесах.

Захария 2:8,9: «Ибо так говорит Господь Саваоф: для славы Он послал Меня к народам, грабившим вас, ибо касающийся вас касается зеницы ока Его. И вот, Я подниму руку Мою на них, и они сделаются добычею рабов своих, и тогда узнаете, что Господь Саваоф послал Меня».

Опять же, мы видим здесь одного ЯХВЭ, посылающего другого ЯХВЭ для выполнения определенного задания.

Автор книги иудейского мистицизма (Каббалы – прим. перев.) Зохар нашел подтверждение множественности в Тетраграмматроне – личном имени Бога Израиля, обозначенного в еврейской Библии четырьмя согласными ЕХВХ (ЯХВЭ). За 300 лет до Иисуса, личное имя Бога перестали произносить. В качестве замены стали использовать слово Адонай (мой Господь), которое позже было заменено на слово хаШем (имя). Имя Иегова, (часто встречающееся в переводах Библии - прим. перев.) есть всего лишь литературная форма возможного прочтения четырех согласных с гласными от слова Адонай (энциклопедический словарь иудаики, 593).

Автор Зохар пишет: приди и исследуй секрет слова ЕХВХ: есть три ступени, каждая из которых существует по отдельности: однако они составляют одно и соединены так, что неразделимы друг от друга. Они настолько гармоничны друг с другом, что не могут быть отделены друг от друга. Ветхий Днями открывается в трех личностях, объединенных в вместе, и над которыми Он главенствует. Ветхий Днями описан здесь как триединый, так что свет, исходящий из Него, находится во всех трех. Но как могут три имени быть одним? Являются ли они одним, потому что мы их так называем? Как три могут быть одно, можно познать только из откровения Святого Духа. (Зохар, 3 том, стр.288, том 2,стр.43 еврейское издание, ср. с Soncino Press Edition, том 3, стр.134)

БОГ ТРИЕДИН

Сколько лиц в триединстве?

Если в иудейском Священном Писании чётко говорится о множественности, то возникает вопрос: сколько же всего лиц Божества? Мы уже встречали слово Бог, употреблённое по отношению по меньшей мере к двум личностям. Исследуя Писание, мы поймём, что три и только три личности когда-либо были признаны Божественными.

1. Имя хаШЕМ, встречается столь часто, что не станем приводить примеров в подтверждение этому.

2. Второе лицо упоминается как Ангел хаШЕМа. Он уникален и отличен от остальных ангелов. Почти в каждом случае говорится, что Он Ангел ЕХВХ или сам хаШЕМ. Например, в Книге Бытия 16:7 речь идёт об Ангеле хаШЕМа, но уже в 16:13 о самом хаШЕМе; в 22:11 Он - Ангел ЕХВХ, но в 22:12 сам хаШЕМ.

Вот еще несколько примеров:

В Книге Бытия в 31:11 Он Ангел Божий, а затем в 13 стихе это Бог, явившийся в Вефиле.

В Книге Исход 3:2 это Ангел Господень, а уже в стихе 4 – Господь.

В Книге Судей 6:11,12,20 и 21, это Ангел Господень, но это Сам ЕХВХ в стихах 14, 16, 22 и 23.

В Книге Судей 13:3 и 21 это Ангел Божий, но в стихе 22 говорится о Боге.

Исключительно важное место мы находим в Книге Исход 23:20-23. Этот Ангел имеет власть прощать грехи, потому что имя ЕХВХ в Нем, и поэтому не нужно упорствовать против Него, а необходимо слушать Его беспрекословно. Вряд ли это могло относиться к какому-то обыкновенному ангелу. Даже одно то, что Божие Имя было на этом Ангеле, свидетельствует о Его Божественном происхождении и придает Ему статус Бога.

3. Другая личность - Дух Божий Руах хаКодеш. Дух Божий упоминается часто в Библии, в том числе Бытие 1:2; 6:3, Иов 33:4, Псалом 50:13, Псалом 138:7, Исаия 11:2; 63:10,14. Святой Дух является не просто Божьим излучением или действием. Ему присуще всё, что характеризует любую личность (т.е. интеллект, эмоции и воля). Он так же рассматривается в качестве Бога.

В различных отрывках еврейских текстов есть четкие свидетельства того, что все три личности имеют Божественную сущность и на этом основании являются Богом: Господь (ЕХВХ (ЯХВЭ)), Ангел Господень и Дух Божий.

Упоминание всех Трёх Личностей Бога в одном отрывке

Священное Писание не избегает возможности упомянуть все три лица Божества в одном отрывке. Два примера тому - Исаия 48:12-16, и 63:7-14.

Исаия 48:12-16

Послушай Меня, Иаков и Израиль, призванный Мой: Я тот же, Я первый и Я последний. Моя рука основала землю и Моя десница распростерла небеса; призову их , и они предстанут вместе. Соберитесь все, и слушайте: кто между ними предсказал это? Господь возлюбил его, и он исполнит волю Его над Вавилоном, и явит мышцу Его над Халдеями. Я, Я сказал, и призвал его; Я привел его, и путь его будет благоуспешен. Приступите ко Мне и слушайте это: Я и сначала говорил не тайно; с того времени, как это происходит, Я был там; и ныне послал Меня Господь Бог и Дух Его

Необходимо заметить, что говорящий здесь признает Себя Творцом небес и земли. Понятно, что Он ни кто иной как сам Бог. Но в стихе 16 Он вновь использует местоимения «Я» и «Мне» и далее рассматривает себя отдельно от остальных двух личностей - Господа Бога и Духа Божия. Здесь триединство выражено гораздо яснее, чем где бы то ни было в Писании.

Второй отрывок из Исаии 63:7-14 связан с периодом исхода евреев из Египта, когда Бог активно проявлял Себя во всех трёх личностях. Господь хаШЕМ упомянут в 7 стихе, Ангел лица Его - в 9-м, а Святой Дух - в 10, 11, и 14. Несмотря на то, что Бог в Ветхом Завете постоянно упоминает Себя в качестве Освободителя - в данных отрывках это относится ко всем трём личностям, которым принадлежит слава за освобождение Израиля. Поэтому нет никакого противоречия в том, чтобы рассматривать их с точки зрения «сложного единства».

Итак, учение Ветхого Завета повествует о множественности Бога. Первая личность названа как ЕХВХ, Вторая – Ангел Божий, в котором Имя Бога, Раб Божий. Вторая личность посылается ЕХВХ для выполнения определенной миссии. Третья личность – Дух Господа, Божий Дух или Святой Дух. Он также посылается Первой личностью и прочно связан со служением Второй личности. В продолжении всего повествования, направляемые Первой личностью, Вторая и Третья личности связаны совместным служением.

Если согласно утверждениям современных раввинов концепция триединства не иудейская, то и Писание не может считаться иудейским. Евреев, верующих в Мессию Иешуа, нельзя обвинять в язычестве, поскольку Иешуа (Иисус) входит в триединство Божие. Он - тот, о котором писал Моисей: «Вот, Я посылаю пред тобою Ангела хранить тебя на пути и ввести в то место, которое Я приготовил. Блюди себя пред лицем Его, и слушай гласа Его; не упорствуй против Него, потому, что Он не простит греха вашего; Ибо Имя Мое в Нем. Если ты будешь слушать гласа Его и исполнять все, что скажу, то врагом буду врагов твоих и противником противников твоих. Когда пойдет пред тобою Ангел Мой, и поведет тебя к Аммореям, Хеттеям, Ферзеям, Хананеям, Евеям, и Иевусеям, и истреблю их». Исход 23:20-23

Свет Нового Завета

Не отменяя Ветхозаветного учения, Новый Завет однозначно признаёт три личности Божества и более подробно характеризует их.

Первая личность называется Богом - Отцом, Вторая – Богом Сыном. Новый Завет отвечает на вопрос Притчей 30:4 «Какое имя сыну его?» Его Имя - Иешуа. Он был послан Богом в качестве Мессии. Но на этот раз Он явился не в виде Ангела, а человека. Более того, Он был послан выполнить определенную задачу - умереть за наши грехи. Бог стал человеком (но не человек - Богом!), чтобы навсегда прекратить действие греха (совершить искупление). Новый Завет называет Третью личность Бога - Святой Дух. Соединяя учения двух частей Библии, Он (Святой Дух) непосредственно связан с Мессией и Его искупительным трудом.

Итак, в заключении мы можем с уверенность сказать, что как еврейские Писания (Танах - Ветхий Завет), так и Новый Завет предельно четко говорят о триединстве Бога: Господь хаШЕМ, Ангел хаШЕМа и Дух Божий.


http://www.evangelie.ru/forum/t53396.html

   

Мой заголовок Google

   
Читайте христианские новости на мегапортале InVictory.org
Читайте христианские новости на мегапортале InVictory.org
wwjd.ru: Христианская поисковая система. Rambler's Top100 LightRay Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU www.uucyc-cnacaem.narod.ru Библия, христианские новости, ответы на все вопросы Христианский каталог «Светильник» Баглер - рейтинг русскоязычных сайтов 200stran.ru: Маранафа! Господь наш грядет! Украина онлайн УЛИТКА - каталог ресурсов интернет МЕТА - Украина. Рейтинг сайтов  Христианский Топ Рейтинг Молодеж-Ка USA Когелет!
 
 
Copyright 2009 © Триединый Бог