Господь - Бог, Иисус и Святой Дух

Жизнь во Христе...

В последние дни будет происходить сильнейшее сражение между подделками дьявола и истинами Божьими.

Искусство  обольщения   это  способ  работы  лукавого  среди  избранных!   Восстанут  антихристы (Мф.24:24,25), наперёд  сказал  нам  Иисус, и тогда  соблазнятся многие, а  любовь  охладеет (Мф.24:10-12). Кто  они, откуда? – из  вас  самих  восстанут!  (Деян.20:30).  Оружие  обольщения   это  оружие  врага, и  именно  оно  сегодня  направлено  на  Церковь  Христа,  это  и  есть  Анти Евангелие.

Многие  думают, что  дух  антихриста  действует  только  против  Христа,  но этот  дух  проявляет  себя, действуя  также  и  «вместо»  Христа.  Он  действует  там,  где  люди  имеют  желание  и  усердие  служить Богу, но делают  это  не так,  как  Бог  говорит  в  своём  Слове, а  по своему, человеческому  пониманию (Ин.16:2).

Иоанн  говорит, что  «много  антихристов»  уже  вошло  в  церковь  (1Ин.2:18),  с  определённым  бесовским духом, и  он уже есть  в  мире (1Ин.4:3).  Берегитесь,  это  будет  так  хитро  сделано,  что  многие  прельстятся (Мф.24:4-5).  Он  противится  и  превозносится  выше  всего  святого  (2Фес.2:3-4).  Собрание  верующих   храм Бога живого (2Кор.6:16.  1Кор.3:16,19).  И  он  сядет  в  этом  храме (2Кор.6:16),  чтобы  проповедовать  Евангелие  без  креста (2Тим.4:3), потому что  путь  следования  за  Иисусом  таков  (Мк.8:34.  Гал.5:24.  Гал.5:16-17),  Иисус  склонил Свою  волю  перед  волей  Отца.  Проявление  духа  антихриста:  замена  настоящего  христианства  христианством  без  посвящения,  без  отделения  от  мира,  без  святости   и   без  силы  (2Тим.3:1-5).

В  последнее  время  люди  хотят  слышать  что-то  приятное,  что  оправдывало  бы  их  поступки (1Тим.4:1.  2Фес.2:3). Они  ищут  другую церковь,  другого пастора, который   льстил  бы  их  слуху (2Тим.4:3).  Если человек  угождает  людям, он  уже не  служит Богу (Гал.1:10). Это  проявление  действий  духа  антихриста (Ис.56:10-11).  Настоящее  пасторство  заключается  в  умении  давать  своим  людям  то,  что  им  нужно, а  не  то,  что  им  хочется  (Иер.23:29-30.  1Кор.5:11-13.  1Тим.5:20-21).

Сатана   мастер  обмана.  Иисус  сказал,  что  он  был  не  только  лжецом, но  самим  отцом  лжи (Ин.8:44).  Иисус  также  предостерегал  нас, что  в  последние  дни  его  уловки  и  обман  особенно  усилятся,  дабы, если  возможно, даже избранные пали  их  жертвой  (Мф.24:24).  Мы  уже  давно  живём  в  последние  дни  (2Кор.11:2,3).

Иисус  предупредил  нас  об  этом,  когда  ученики  спросили, каковы  признаки  Его  второго  пришествия.  Он ответил,  что  знамения  будут  происходить  в  Израиле,  в  обществе,  в  природе  и  в  церкви.  Иисус  также заметил, что  разгул  неповиновения  является  одним  из  признаков  приближающегося  конца  (Мф.24:10-12). Тайна беззакония  (непокорность)  соблазняет  как  общество,  так  и  верующих,  открывая  сатане  и  его  приспешникам  законный  доступ  в  наши  дома,  церкви,  общественные  институты  и  органы  власти.  Иисус  говорил  о  волках  в овечьей   шкуре,  которые  представляют  огромную  опасность  для  Церкви  Божьей  (Мф.7:15-16.  Деян.20:30.  1Ин.2:19.  2Пет.2:1).

Говорю вам: Кто скажет вам, что вы грешны, тот обманет вас, и отнимет у вас разум, чтобы были вы беззащитны перед силой его. Я же пришёл, чтобы научить вас. Встаньте с колен своих.

Не ищите знания у пророков. Не знают они, что говорят, ибо устами их говорит другой.

   

Ритуал кровопускания

Ритуал кровопускания

Ритуал кровопускания у древних майя в классический период *

Религия и мифология >

Максим Бабошкин

Одной из отличительных черт религии майя на протяжении всей их истории был ритуал кровопускания. Для каждого из этапов истории этой культуры мы располагаем специфическими источниками. Главными источниками при рассмотрении проблемы ритуалов кровопускания в классический период (250-900 гг.) служат изображения на монументах и различных предметах: сосудах, мелкой пластике и ритуальных инструментах, но прежде всего иероглифические тексты, их сопровождающие.

В классический период нам известно несколько формул, встречающихся в текстах и связанных с ритуалом кровопускания: 1) ch'ab ti y-ak'il - «жертва из языка, жертва через язык»; 2) chokch'aaj - «рассыпание капель»; 3) kokan - «шип ската-хвостокола, используемый для кровопусканий»; 4) kope'm - «веревка, которую протягивают сквозь язык во время ритуала»; 5) ch'i'k baak - «костяная проколка».

Основным видом ритуальной операции в классический период была перфорация. Древние майя протыкали язык, причем делали это как мужчины, так и женщины. В постклассический период, по словам Диего де Ланда, «женщины не применяли этих кровопролитий, хотя они были достаточно набожны» 1. В сценах кровопускания в Мадридском кодексе (ХVI-ХVII вв.) встречаются женщины, протыкающие себе уши.

Изображения женщин, протыкающих язык или готовящихся это сделать (т. е. изображенных с блюдом, на котором лежат ланцет, веревка и полоски бумаги), достаточно часты. Наиболее известными являются памятники городища Йашчилан. На притолоке 15 изображена жена царя Йашун-Балама IV (751-769) Иш-Вак-Тун. Она уже совершила кровопускание и держит в руках блюдо с ритуальными инструментами. Перед ней разворачивается так называемый «Змей Видения» 2. На притолоке 24 изображена Иш-Кабаль-Шоок, супруга Ицамнах-Балама III (681-742), пропускающая сквозь язык веревку с шипами. Некоторые исследователи полагают, что веревка с шипами была показателем высокого статуса человека, приносящего жертву3. Перед царицей стоит ее муж «с огненным копьем» (k'ahk'al hul). На притолоке 25перед этой же женщиной появляется «Змей Видения».

По мнению П. Мэтьюза, не следует связывать сцены, изображенные на притолоках 24, 25, а также на притолоке 26, с датами, их сопровождающими. На них показаны последовательно три сцены: 1) ритуальное кровопускание; 2) видение, порожденное потерей большого количества крови, - это приготовление к битве; 3) передача шлема в форме головы ягуара и хлопкового щита. Из всего этого он делает вывод, что главная цель изображенного жертвоприношения - благоприятствовать битве, в которой будут захвачены пленники - будущие жертвы4.

На стеле 35 из Йашчилана изображена мать Йашун-Балама IV Иш-Ух-Чан. Она уже совершила кровопускание, поскольку за ней изображен «Змей Видения».

Известно, что правители и их жены совершали и совместные кровопускания. На притолоке 13 изображен правитель Йашун-Балам IV и его вторая жена Иш-Чак-Холом, держащие в руках перфораторы. Женщина держит также блюдо, из которого появляется «Змей Видения». Церемония была посвящена рождению их сына Челет-Чан-К'ихнича (это его детское имя), который затем станет Ицамнах-Баламом IV (770 - ок. 800). На притолоке 14 изображены Иш-Чак-Холом и ее брат Чак-Холом. Представленная сцена практически идентична сцене, изображенной на притолоке 13. На притолоке 17 ритуал кровопускания совершают Йашун-Балам IV и его третья супруга Иш-Мут-Балам. Правитель протыкает себе пенис, а его жена пропускает сквозь язык веревку.

Известен только один пример изображения мужчины, продевающего сквозь язык веревку. Как указывают Л. Шили и М. Миллер, это изображение на полихромной вазе VII-VIII вв. 5

Мужчины прокалывали свои половые органы. Наиболее известным изображением этой ритуальной операции можно назвать глиняную статуэтку с острова Хайна, где представлен мужчина, протыкающий пенис. Самый любопытный пример подобного кровопускания представлен на иероглифической панели 19 из Дос-Пилас. Здесь изображен мальчик, совершающий такой ритуал. Придворный, стоящий на коленях слева, помогает ребенку проткнуть пенис. Дальше стоят родители мальчика - правитель и его жена. Благодаря сохранившейся части надписи - 'u-k'uhul k'aba' 'u-kope'm …-... ch'ok Mutal 'ajaw(«священное имя веревки … царевича Муталя»), - можно предположить, что в классический период у майя существовал обряд «продевания-нанизывания», описанный Диего де Ланда: «В других случаях они делали бесчестное и печальное жертвоприношение. Те, кто его совершал, собирались в храме, где, встав в ряд, делали себе несколько отверстий в мужских членах, поперек сбоку, и, сделав это, они продевали через них возможно большее количество шнурка, сколько могли, что делало их всех связанными и нанизанными» 6.

Испанский священник фрай Дельгадо в ХVII в. описал аналогичный ритуал у майя-чольти из Манче:

«Они взяли резец и деревянный молоток, поставили того, кто должен был принести жертву, около гладкой деревянной плиты, вынули его пенис и разрезали его на три части шириной в два пальца, самая большая из которых была в середине, произнося в это время заклинания и слова, которые я не понимал. Тот, с кем производили это действие, похоже, не страдал…» 7. Это описание можно сравнить с терракотовой статуэткой классического периода с острова Хайна.

Некоторые трудности возникают с интерпретацией ритуала «рассыпания капель» -chokch'aaj (см. изображение на притолоке 1 из Ла-Пасадиты). Некоторое время назад среди исследователей иконографии майя было широко распространено мнение, что это изображение «ритуального сева». Но сейчас большинство специалистов сходятся на том, что это особая разновидность ритуала кровопускания. Не совсем понятно то, откуда бралась кровь во время этого ритуала, но, скорее всего, также из пениса. Эти кровопускания были частью ритуалов, посвященных окончанию определенных временных периодов - чаще всего, 20-летий, но в надписях встречаются и примеры проведения кровопусканий в честь окончания середины 20-летия (tanlam) 8, например на стеле 1 из Агуатекии на стеле 15 из Дос-Пилас. Обычно окончание двадцатилетнего цикла отмечалось установкой стелы и «рассыпанием капель» - 'u-ts'apaw tuun 'u-chokow ch'aah. Эти ритуалы имели важное религиозно-идеологическое значение. Об этом свидетельствует тот факт, что в титулатуру правителей майя, помимо прочих, входила и такая формула - ch'aho'm («рассыпающий»).

Перфорация языка и последующее пропускание сквозь него веревки, по-видимому, были связаны с особыми представлениями о кровнородственной связи. Доказательством этой версии служит то, что иногда в иероглифических текстах для обозначения сына используются формулы: 1) «он - это жертва языка [имя родителя]» - 'u-baah 'u-ch'ab y-ak'il; 2) «он - это сын его веревки [имя родителя]» - 'u-nich 'u-kope'm; 3) «он - это сын его шипа для кровопусканий [имя родителя]» - 'u-nikil 'u-kokan. 'U-nich - «цветок» - метафора для сына, которая встречается и отдельно 9.

В классический период в качестве инструмента для кровопусканий чаще всего использовался шип ската-хвостокола, на языке майя kokan. У большинства рыб этого вида на хвосте находится всего один шип, у некоторых - два, а иногда три и четыре. Шип - или шипы - расположен в верхней части хвоста, примерно в одной трети расстояния от его начала. Острие шипа, который бывает от 20 до 40 см в длину, покрыто тонкой оболочкой - «ножнами», - которая оттягивается назад, к основанию шипа, когда острие вонзается в жертву. По нижней стороне шипа вдоль краев идут два глубоких желобка. По этим желобкам стекает яд, состав которого пока не выяснен10.

Считается, что одной из главных причин применения в ритуале кровопускания шипов ската-хвостокола было то, что они содержали в себе яд. Опытным путем было доказано, что этот яд сохраняется в шипах в течение нескольких дней, если держать их в морской воде, а затем он растворяется. Существует точка зрения, согласно которой древние майя предпочитали именно свежие шипы, поскольку концентрация яда в них значительно выше 11. Это спорный вопрос, так как известно, что укол ската может привести, помимо спазмов, понижения кровяного давления и учащенного сердцебиения, к параличу и смерти. Но, с другой стороны, несомненно, что яд, содержащийся в шипах ската-хвостокола, играл важную роль в ритуале кровопускания. Вообще для майя чрезвычайно характерно использование галлюциногенов в ритуальном контексте. Известно множество изображений на керамических сосудах, например К1399, К0927, где люди, проводящие ритуал кровопускания, держат в руках клизмы, в которых, возможно, находился сок из корней и стеблей водяной лилии (nymphaea ampla). Такой способ введения «стимулирующего средства» был, вероятно, обусловлен тем, что содержащиеся в этом растении алкалоиды, такие как апорфин и нуфаридин, известны как сильные рвотные средства 12.

Помимо шипов ската-хвостокола, также часты находки шипов и позвоночника рыбы-дикобраза (Diodon hystrix). Кожа этой рыбы практически по всей поверхности покрыта острыми шипами. Считается, что рыба-дикобраз - один из самых ядовитых морских обитателей. Предполагают, что шипы этой рыбы также применяли в ритуале кровопускания, но прямые доказательства этого отсутствуют. Хотя нет сомнений в том, что майя использовали их в своих ритуальных практиках. Рыба-дикобраз содержит яд тетродотоксин, оказывающий прямое воздействие на центральную и периферийную нервную систему. Он вызывает спазмы дыхательных путей и резкое снижение кровяного давления, что в большинстве случаев приводит к летальным исходам - 60% среди людей, потреблявших эту рыбу в пищу. Известно также, что этот яд широко применяется жрецами Вуду в ритуалах создания так называемых зомби 13.

Также в качестве ритуальных инструментов использовались костяные проколки. Их часто находят в погребениях и сенотах. Иногда они покрыты иероглифическими текстами, в которых встречается словосочетание 'u-ch'ik baak, что можно перевести как «кость для прокалывания».

В определенный момент произошла сакрализация ланцетов. Теперь их стали делать из нефрита и украшать перьями и узлами. Но такие инструменты уже не были ритуальными предметами в их прямом функциональном смысле. Вероятно, они являлись царскими инсигниями.

Возможно, у майя существовала связь между временем проведения ритуала и местом, откуда бралась кровь. В последнее время появились гипотезы, связывающие момент проведения ритуала с лунными фазами. Польский археоастроном С. Иванишевский, проанализировав притолоки из городищаЙашчилан, сделал вывод, что мужчины-правители старались совершать кровопускания в то время, когда Луна была не видна на небе, тем самым избегая ее влияния. Жены правителей, напротив, не считали Луну опасной для себя 14.

Майя верили, что при создании мира боги совершили кровопускание. Кроме того, они считали, что боги совершают кровопускания постоянно, для поддержания мироздания. Так и правители майя, которые часто имперсонировали различные божества, совершали кровопускания для того, чтобы повлиять на окружающий их мир.

Из-за потери большого количества крови появлялись галлюцинации. Древние майя запечатлели их на своих памятниках. До конца VIII в. сцены кровопускания сопровождались изображением «Змея Видения». На самом деле в большинстве случаев это не змеи, а сороконожки. Иероглифические тексты, сопровождающие изображения этих божеств, прямо на это указывают. В именах божеств фигурирует слово сhapa't (сhapaat, сhapat) - «сороконожка». Майя считали, что сороконожки - это змеи. Понятие «Змей» прямо ассоциировалось у майя с такими вещами, как веревка, пуповина, канал для души («душепровод») в заупокойных храмах, ведущий из склепа в одно из верхних помещений, Млечный путь. Так, например, А. Тоззер сообщает, что, по представлениям юкатеков, Ушмаль, Чич'ен-Ицу, Кобу иТулум по небу соединяет «живая веревка» 15. Все они играли роль связующего звена между миром индейцев и их мифической прародиной.

Еще в конце VII в. появляются тексты, в которых упоминаются некие купающиеся божества (их имена не прочитаны до сих пор). Так, например, на стеле 23 из Наранхо после сообщения о «повязании стелы» правителем К'ак'-Тилив-Чан-Чааком (что в переводе означает: «Чаак - это огонь, который сжигает небо») в честь завершения 14-го двадцатилетия, следует формула «они купались» - y-atihi - и имена этих божеств. Затем появляются и изображения. В работах западных исследователей эти божества получили название «Гребцов» («Paddlers»). Признаком одного из них является костяная проколка в носу, другого - убор в форме головы ягуара. Главным ключом к прочтению глагола, связанного с «Гребцами» стали выражения из языка киче: ratin iik' - «сияние вокруг луны», и ratin q'iij - «сияние вокруг солнца». Этот глагол - ati -был дешифрован Д. Стюартом, как «купаться» 16. Эти божества получили названия «лунный купальщик» и «солнечный купальщик». «Гребцами» же они называются из-за изображения, вырезанного на кости, из погребения 116 в Тикале, где они представлены плывущими в каноэ. Часто в иероглифических текстах «Гребцы» называются «Правителями Дома Пятого Неба», некоего мифического места 17. Эти божества рождаются в результате совершения правителем ритуала «рассыпания капель».

Есть целый ряд изображений данного ритуала. Например на стелах 1 и 2 из Ишлу представлены правители, совершающие кровопускания, а вокруг них в облаках крови «плавают» «Гребцы». Причем здесь присутствуют не только два майяских божества, но и два божества с мексиканскими признаками. У одного - изо лба выходят языки пламени, а другой имеет головной убор в форме птицы или змеи. На стеле 1 из Химбаля изображен правитель, совершающий ритуальные действия, и два «Гребца»: один - майяский, который опознается по странным лапам (как у птицы), имеет убор в форме головы ягуара, а другой - мексиканский, с языками пламени, выходящими изо лба. На стеле 4 из Уканаля изображено божество с мексиканскими чертами: изо лба выходят языки пламени, в одной руке - пучок дротиков, в другой - копьеметалка.

Любопытен тот факт, что языки пламени, выходящие изо лба, являются признаком бога Кавиля. И на стеле из Уканаля, несмотря на то что в тексте присутствует пассаж о «рассыпании капель», изображен ритуал «взятия Кавиля». Возможно, здесь мы имеем дело с центральномексиканским божеством - аналогом Кавиля.

Таким образом, на основе вышесказанного можно сделать вывод, что ритуал кровопускания у майя в классический период был тесно связан с фигурой правителя и занимал важное место в системе идеологических представлений. Кровопускания были одной из важнейших обязанностей правителей, благодаря которой они общались с богами и поддерживали мироздание. Кроме того, в это время ритуал был уже тесно связан с системой родства, что более отчетливо наблюдается на материалах постклассического периода.


Комментарии:

* Статья представляет собой измененный текст доклада, опубликованного в сборнике по материалам II Кнорозовских чтений (Бабошкин М.Л. Ритуал кровопускания у древних майя в классический период // Древние цивилизации Старого и Нового Света: Культурное своеобразие и диалог цивилизаций. М., 2003. С. 33-39).

1 Ланда Д. де. Сообщение о делах в Юкатане. М.; Л., 1955. С. 154.

2 «Змей Видения» (Vision Serpent) - принятое в литературе название существа, появляющегося из крови в момент совершения ритуала кровопускания.

3 См., например: Schele L., Miller M.E. The Blood of Kings: Dynasty and Ritual in Maya Art. N.Y., 1986. P. 178.

4 См.: Mathews P.L. La escultura de Yaxchilan. Mexico, 1997. P. 159.

5 См.: Schele L., Miller M.E. Op. сit.

6 Ланда Д. де. Указ. соч. М.;Л., 1955. С. 154.

7 Цит. по: Tozzer A. Landa's Relacion de las Cosas de Yucatan: A Translation. Cambridge, 1941. P. 114.

8 Внутри большого 20-летнего периода майя выделяли несколько малых и также отмечали их окончание особыми ритуалами: 1) naah ho'-tuun - «первое пятилетие», tanlam - «середина» (середина 20-летия),wi' ho'-tuun - «последнее пятилетие».

9 В традиционных культурах мира наблюдается крайне распространенное явление: слово «цветок», помимо основного значения, также играет роль эвфемизма половых органов. Например таманги (Непал) считают, что каждый человек рождается из цветка и с цветком, который называется «цветок жизни». С одной стороны, человек сохраняет свой «цветок жизни» до смерти, а с другой - по достижении индивидуумом 13-летнего возраста, его «цветок» преобразуется в «дерево» (cм.: Шинкарев В.Н.Человек в традиционных представлениях тибето-бирманских народов. М., 1997). В сапотекском языке слово «gui» - «цветок» - также имеет значение «пенис» (основа gui с прибавлением посессивного префикса x). Согласно «Словарю сапотекского языка» Кордовы (1578) это слово обозначало «то, что приносилось в жертву» (Marcus J. The Origins of Mesoamerican Writing // Annual Review of Anthropology. 1976. № 5. P. 45).

10 См.: Мак-Кормик Г.В., Ален Т., Янг В.Э. Тени в море. М., 1998. С. 360-361.

11 См.: Maxwell D. Beyond Maritime Symbolism: Toxic Marine Objects from Ritual Context at Tikal // Ancient Mesoamerica. 2000. № 11. P. 92.

12 См.: Де Риос М.Д. Растительные галлюциногены. М., 1997. С. 137-138.

13 См.: Maxwell D. Op. cit. P. 93.

14 См.: Iwaniszewski S. Lunar Cycles and the Rulers' Life at Yaxchilan, Chiapas, Mexico: Paper Presented at the Fourth International Congress of Mayanists at La Antigua, Guatemala. 1997.

15 См.: Ершова Г.Г. Древние майя: Уйти, чтобы вернуться. М., 2000. С. 416.

16 См.: Wichmann S. The Name of Some Major Classic Maya Gods // Maya Religious Practices: Processes of Change and Adaptation: 5th European Maya Conference, University of Bonn, December 9-10, 2000. (In press.)

17 См.: Stuart D., Houston S. Classic Maya Place Names. Washington D.C., 1994. P. 71.

    

Отворители крови



Две полемики культуры майя

Две полемики В последние годы дискутировались два главных
вопроса, позволяющие более глубоко понять
культуры майя, ацтеков и их
предшественников. Первый заключается в том, достигли или нет мезоамериканские
народы уровня социального развития и мышления, свойственного урбанистическим
цивилизациям. Второй состоит в том, почему человеческие жертвоприношения
и
каннибализм оказались столь широко развиты в этом регионе.

Оба вопроса, один — касающийся социальной организации Мезоамерики, другой —
относящийся к ритуальным традициям
майя и ацтеков, привели к резким и иногда
фантастическим формулировкам. Например, в своей статье «Обед Монтесумы»,
написанной в 1876 г., один из основателей
культурологической антропологии Льюис
Ч. Морган утверждал, что ацтеки были «все же народом в набедренных повязках,
носившим лохмотья варварства как неоспоримое свидетельство своего варварского
состояния». Интеллектуальная среда поколения Моргана находилась под
впечатлением от работ Дарвина и его последователей, некоторые из которых
пытались распространить новый взгляд на биологическое развитие и развитие
общества. Морган разработал теорию прогресса человеческого общества, состоящего
из трех стадий — дикости, варварства и
цивилизованной
стадии, — и утверждал, что ацтеки и их, соседи дошли на этом пути только
до стадии варварства. Он считал, что ацтекские дворцы, описанные Кортесом
Берналем Диасом дель Кастильо, были (спустя 350 лет Морган, конечно, мог яснее
видеть это) «коммунальными многоквартирными домами», что отражало «слабость
индейской семьи и неспособность по отдельности переносить жизненные испытания».
То, что «вождь варваров Монтесума мог даже есть, разложив пищу на набедренной повязке»,
шокировало Моргана, который писал, что «в момент открытия Америки в ней не было
ни политического общества, ни государства, ни какой-либо иной цивилизации и
была одна раса (исключая эскимосов) индейцев — «красная» раса»13.

Хотя тезисы Моргана оказывали большое влияние в начале XX в., последующие
исследования археологов и этноисториков показали, что вопрос не в том, были ли
города у коренных американцев, а в том, какого рода были эти все же
существующие города. Ученые обнаружили несколько удивительно схожих черт между
городами мезоамериканских индейцев и урбанистических цивилизаций Китая, Египта,
Месопотамии, Индии, Нигерии и Перу.

Совсем недавно, в 1979 г., в академических журналах и книгах разгорелась жаркая
дискуссия по поводу того, что Марвин Харрис назвал ацтекским «царством
каннибалов». Опять, как и в дни Моргана, общая интеллектуальная атмосфера
способствовала интерпретации особенностей мезоамериканской
культуры в
искаженном виде. В антропологической литературе 1970-х годов были сильны
тенденции теории
культурологического материализма, подхода, который объяснял
развитие
культуры материальными условиями и общественными силами в обществе. В
центре этой дискуссии было обсуждение необычной ритуальной практики
кровопускания, человеческих жертвоприношений и ритуального каннибализма,
практиковавшихся мезоамериканскими народами. Дискутирующие стороны разделились
на два лагеря — лагерь экологического объяснения, представители которого
заявляли, что «они ели людей ради белка и полезности», и лагерь
культурологического
объяснения, в котором господствующей точкой зрения было то, что «они ритуально
обменивались дарами в виде бедер, сердец, черепов и крови». Однако ни одна из
этих концепций не была строго основана на представлениях
майя и ацтеков о
материи, человеческом теле или отношениях человек — бог. (Как мы увидим далее,
мезоаме-риканские религии «оживлялись» ритуальными кровопусканиями и
жертвоприношениями человеческих существ, которые ритуально трансформировались в
божеств.) Ни одна из вышесказанных концепций не основывалась на понимании того,
что эти люди делали в действительности и какой они придавали этому смысл. Мы
изучим эту необычную ритуальную практику в главах 7 и 8.

LIB.HSGM.RU

САМАЯ ПОЛНАЯ БИБЛИОТЕКА ЭЗОТЕРИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ

 

Последние евангелие Христа  (***)

 

Вверх

ВверхВниз

ВнизИ говорил Он им: пусть то что я сказал, скажете и вы. И не бойтесь если слово какое прибавите или отнимите. И когда решится кто записать что слышал, то будут истинные слова мои. Так я приду к вам опять.

Правда ли, что мы должны служить и поклоняться Богу, потому что мы дети его, а он Отец наш?

Правда, что вы дети его, и должны вырасти, чтобы стать такими как он.

Если сын будет хуже отца своего, то как будет сын следующий?

Если сын будет слабее отца своего, то как он спасёт себя?

Если сын будет глупее отца своего, то откуда возьмётся мудрость?

Все ученики сидели вокруг огня , кидая в него ветки и хворост, от чего тот горел очень ярко. И сказал Он: Жизнь человека - огонь, и рождаясь от искры, растёт он на куче сухих поленьев в большое и сильное пламя, а потом стареет и потухает в пепле. Велик тот огонь, что может погаснуть, когда захочет.

И тут пламя яркого костра внезапно потухло и даже угли не горели в полной темноте. И встал Он и ушёл. И молчал каждый.

И сказал Он: нет у меня имени, ибо я уже не человек. А как назовут меня враги мои - их дело.

Показал Он город огненный , далёкий и необьяснимый.

И сказал Он: теперь, когда я всё познал, я знаю, что я умру. Я это знаю, и поэтому свободен. Свободен настолько, что если захочу, то могу не умирать. Но я знаю, что я умру.

И говорили ученики его между собою: 'Воистину Он Бессмертный!'

Всё что делают они - делают из злобы или жалости. Даже любят они из жалости или злобы. Нельзя любить, испытывая злобу или жалость. Поборите в себе злобу. Поборите в себе жалость. Поборите в себе любовь!

Подошли к нему и просили его: Отец наш, научи нас! И говорил Он так: вы дети мне, но я не отец вам. Всё что есть в вас плохого, от отцов ваших; так они сделали вас плохими, а вы желали этого. Станьте лучше отцов ваших. Победите отцов ваших, которые в вас. Не я отец вам, но вы дети для меня.

Не поступки важны. Важен их смысл. Не важно, что делаю я, важно, что кто-то постигнет смысл этого.

И спросили ученики его: Не является ли кровь жизнью?

И ответил Он улыбнувшись: Нет. Наша кровь - это то, что мы недавно пили. Я недавно пил вино. Значит сейчас моя кровь - вино.

На следующий день я выбросил острый нож, над которым просидел столько ночей.

Спросили его ученики: Кто такой дьявол?

И ответил Он: Я рассказал вам, кто я. Какой мне смысл говорить за другого? Пусть говорит сам за себя. И если увидите человека, который начнёт говорить, кто такой дьявол, знайте - вот он!

И спросил его тогда один ученик с хитрым лицом: А если встречу я человека, который расскажет мне, кто такой Бог. Будет ли он Богом?

И ответил Он, устало улыбнувшись: Я в этом сомневаюсь.

И спросил я его, какую смерть Он для себя выбрал.

И ответил Он мне, глядя прямо в глаза: Я не сильно обману тебя - меня повесят.

Увидел Он одного, жгущего свои записи и сказал: нельзя сжечь то, что написала рука твоя. Нельзя сжечь то, что сказали уста мои.

И спросил его один ученик: что делать мне, если я люблю? И сказал Он: целуй её, пока не устанут уста твои. И спросил его ученик, опустив глаза свои: а если я люблю е г о ? И сказал Он, смеясь: тогда, я думаю, одного поцелуя будет вполне достаточно.

Подошли к нему ученики его и спросили: Верить ли нам в тебя, как в Бога нашего? Он же сказал им: Зачем верить вам? Слепой может верить, что есть солнце. Зрячий это знает. Не верить вам надо, но знать.

Знать же - значить видеть, слышать и чувствовать. Не видите ли вы меня? Не слышите ли слов моих? Не чувствуете ли, что я Бог ваш?

А если знаете вы, что я Бог ваш, то зачем вам верить?

Верящий не может знать. Знающий не может верить.

Подошел к нему ученик и сказал: Как же можно уничтожить любовь? Ведь сказал Бог: 'Возлюби ближнего своего.'

И ответил Он: Бог? Не ты ли мне это сказал?

Он сказал: Нет лжи искусней правды. Как мне это понять?

Смерть страшна. С помощью страха она держит нас и побеждает нас. Не бойтесь смерти, и тогда вы победите её. Тогда вы станете бессмертными. Бессмертными и бесстрашными. Смерть не страшна.

Жизнь - это всё что у вас есть. Смерть - всё чего у вас нет. Я пришел, чтобы победить смерть. И я сделаю это.

Спросили его: Должны ли мы молиться тебе, как молимся Богу нашему ?

Ответил Он: Я ваш Бог. Зачем мне ваши молитвы?

И спросили его ученики: Ждать ли нам когда ты вернёшься к нам?

И ответил Он: Зачем вам ждать меня, когда я с вами? Пусть ждут другие.

Спросили его , пришедшие к нему: Откуда мы знаем, что ты Бог наш?

Ответил Он им так: Если есть у вас Бог кроме меня, принесите его сюда, как принёс я вам своего. Если есть у вас Бог другой, приведите его сюда, как я привёл своего. Если есть у вас Бог, и он не я, пусть придёт сюда, как пришёл сюда я!

И не знали, что ответить ему, пришедшие к нему. И говорили многие: Да, да, истинно Он Бог наш, кто как не Он? Он же встал и пошёл прочь, и был Он велик в силе своей, и красив в лице своём, которое улыбалось.

Спросил его человек, бывший лекарем, который хотел научиться как исцелять людей, подобно ему: Сказано в Писании, что Бог создал человека из глины, а внутри у того совсем другое?

А не сказано ли в Писании, из чего создал Бог голову человеку? Верно тоже из глины? - так ответил Он и лицо его улыбалось.

Показал Он город огненный , далёкий и необьяснимый.

Пришли к нему люди и пали на колени, сказав: Прости нас , ибо мы грешны!

И сказал Он им: Встаньте с колен своих, ибо нет в вас греха. Греха нет ни в ком. Греха нет. Есть только незнание ваше. Если бы знали вы как делать, то сделали так, как знали. Если не сделали вы так, значит не знали. А если не знали вы, то как я могу спросить с вас? Как могу спросить я с младенца за незнание его?

Говорю вам: Кто скажет вам, что вы грешны, тот обманет вас, и отнимет у вас разум, чтобы были вы беззащитны перед силой его. Я же пришёл, чтобы научить вас. Встаньте с колен своих.

Не ищите знания у пророков. Не знают они, что говорят, ибо устами их говорит другой.

Пришли к нему люди и говорили: Слава тебе Боже наш Слава Тебе!

И ответил Он им так: Зачем говорите Слава Тебе? Или я не знаю славу свою? Или мало её у меня? Или нужна она мне?

Не слава нужна мне от вас, но вы! Так я не равный среди вас, но великий, но хочу, чтобы было первое. И не я должен опуститься к вам, но вы подняться ко мне.

И собрал Он учеников своих и сказал им: Долог мой путь. Тысячу лет я буду идти от вас и тысячу лет возвращаться к вам. И будут враги мои говорить от лица моего слова не мои. И назовут меня именем не моим, а себя учениками моими, чтобы верили им как мне.

Долог мой путь. И ученики мои скажут - нет, мы не ученики его и забудут слова мои. И кто поймёт слова мои ужаснётся и скажет - нет не то Он говорил, но вот это. Долог мой путь, но не это я хотел сказать вам, собрав вас.

Я говорю вам: я пришёл сделать вас сильными. Сильный сделает всё, слабый - ничего. Слабый - тот кто верит. Сильный - тот кто знает. Не верьте, но знайте.

Я пришёл освободить вас от смерти. Умрёт боящийся умереть, бесстрашный - бессмертен. Не бойтесь умирать. Я пришёл сделать Богом каждого. Бог это тот, кто вовремя осознал свою ничтожность. Богом быть не трудно. Трудно стать им.

Я говорю вам: не жалейте никого и никто не пожалеет вас. Жалеющий жалеет себя. Если хотите жалости от кого, то как дети вы. Не дети малые должны вы быть, но выросшие. Не любите. Любовь - это страх потерять. Боящийся потерять не найдёт. Боящийся потеряет.

Не думайте, что виновны, нет на вас вины.

Я говорю вам: не в начале было Слово, но в конце. Не слова мои святы, но мысли ваши. Так, слов всегда больше.

Я говорю вам: прощайте, те кто был со мной.

И просил его ученик : Господи, не уходи от нас!

Он же ответил: не я ухожу, но вы остаётесь.

И пламя вспыхнув, осветило лицо его.

И лицо его улыбалось.

 

Последние евангелие Христа (***)

 

 
 
Copyright 2009 © Триединый Бог