Господь - Бог, Иисус и Святой Дух

Жизнь во Христе...

В последние дни будет происходить сильнейшее сражение между подделками дьявола и истинами Божьими.

Искусство  обольщения   это  способ  работы  лукавого  среди  избранных!   Восстанут  антихристы (Мф.24:24,25), наперёд  сказал  нам  Иисус, и тогда  соблазнятся многие, а  любовь  охладеет (Мф.24:10-12). Кто  они, откуда? – из  вас  самих  восстанут!  (Деян.20:30).  Оружие  обольщения   это  оружие  врага, и  именно  оно  сегодня  направлено  на  Церковь  Христа,  это  и  есть  Анти Евангелие.

Многие  думают, что  дух  антихриста  действует  только  против  Христа,  но этот  дух  проявляет  себя, действуя  также  и  «вместо»  Христа.  Он  действует  там,  где  люди  имеют  желание  и  усердие  служить Богу, но делают  это  не так,  как  Бог  говорит  в  своём  Слове, а  по своему, человеческому  пониманию (Ин.16:2).

Иоанн  говорит, что  «много  антихристов»  уже  вошло  в  церковь  (1Ин.2:18),  с  определённым  бесовским духом, и  он уже есть  в  мире (1Ин.4:3).  Берегитесь,  это  будет  так  хитро  сделано,  что  многие  прельстятся (Мф.24:4-5).  Он  противится  и  превозносится  выше  всего  святого  (2Фес.2:3-4).  Собрание  верующих   храм Бога живого (2Кор.6:16.  1Кор.3:16,19).  И  он  сядет  в  этом  храме (2Кор.6:16),  чтобы  проповедовать  Евангелие  без  креста (2Тим.4:3), потому что  путь  следования  за  Иисусом  таков  (Мк.8:34.  Гал.5:24.  Гал.5:16-17),  Иисус  склонил Свою  волю  перед  волей  Отца.  Проявление  духа  антихриста:  замена  настоящего  христианства  христианством  без  посвящения,  без  отделения  от  мира,  без  святости   и   без  силы  (2Тим.3:1-5).

В  последнее  время  люди  хотят  слышать  что-то  приятное,  что  оправдывало  бы  их  поступки (1Тим.4:1.  2Фес.2:3). Они  ищут  другую церковь,  другого пастора, который   льстил  бы  их  слуху (2Тим.4:3).  Если человек  угождает  людям, он  уже не  служит Богу (Гал.1:10). Это  проявление  действий  духа  антихриста (Ис.56:10-11).  Настоящее  пасторство  заключается  в  умении  давать  своим  людям  то,  что  им  нужно, а  не  то,  что  им  хочется  (Иер.23:29-30.  1Кор.5:11-13.  1Тим.5:20-21).

Сатана   мастер  обмана.  Иисус  сказал,  что  он  был  не  только  лжецом, но  самим  отцом  лжи (Ин.8:44).  Иисус  также  предостерегал  нас, что  в  последние  дни  его  уловки  и  обман  особенно  усилятся,  дабы, если  возможно, даже избранные пали  их  жертвой  (Мф.24:24).  Мы  уже  давно  живём  в  последние  дни  (2Кор.11:2,3).

Иисус  предупредил  нас  об  этом,  когда  ученики  спросили, каковы  признаки  Его  второго  пришествия.  Он ответил,  что  знамения  будут  происходить  в  Израиле,  в  обществе,  в  природе  и  в  церкви.  Иисус  также заметил, что  разгул  неповиновения  является  одним  из  признаков  приближающегося  конца  (Мф.24:10-12). Тайна беззакония  (непокорность)  соблазняет  как  общество,  так  и  верующих,  открывая  сатане  и  его  приспешникам  законный  доступ  в  наши  дома,  церкви,  общественные  институты  и  органы  власти.  Иисус  говорил  о  волках  в овечьей   шкуре,  которые  представляют  огромную  опасность  для  Церкви  Божьей  (Мф.7:15-16.  Деян.20:30.  1Ин.2:19.  2Пет.2:1).

Говорю вам: Кто скажет вам, что вы грешны, тот обманет вас, и отнимет у вас разум, чтобы были вы беззащитны перед силой его. Я же пришёл, чтобы научить вас. Встаньте с колен своих.

Не ищите знания у пророков. Не знают они, что говорят, ибо устами их говорит другой.

   

религиозные суеверия

религиозные суеверия

О природе суеверия, о том, что такое «суета прогресса» и как узнать, какая вера подлинная, – беседа епископа Василия (Родзянко)

Существует мнение, что всякая вера – это суеверие. Даже есть выражение – «религиозные суеверия». И под это определение подходит буквально всё! Любая религиозная мысль, любая церковь, любое исповедание – все это, как иногда люди говорят, «суеверие».

Но так ли это, объективно говоря? Русский язык это очень определённо объясняет. Слово «всуе» значит «по-пустому», то есть – «нет этого вообще». Если есть приставка «суе» – то вера недействительная. Но отрицательное обозначение говорит о том, что есть что-то положительное, правда? Суеверие – это пустая вера, стало быть, есть и не пустая вера.

Это надо помнить, когда мы вообще говорим о вере. Вера тогда не пустая, когда она полна любви, когда исходит из человеческой интуиции, а не просто из фантазии блуждающего ума. Потому что вот это и есть опасность – блуждающий ум. Он и создаёт в человеке разные фантазии. Человек эти фантазии принимает за реальность, не проверяет вообще ничего, и начинает верить в них.

Много сейчас таких есть разных, пустых вер, много есть разных суеверий – когда люди фантазируют, не учитывая того, что всякого рода мысли человеческие, если они не имеют в себе конкретной связи с божественной реальностью и с реальностью божественного творения, как Господь его сотворил, является плодом того, что НЕ ЕСТЬ.

Суета сует

Слово суеверие или «всуе» связано с другим словом от того же корня – суета, или суетность.

Об этом очень хорошо говорит апостол Павел: природа покорилась суете не добровольно, не сама по себе, а по воле человека. Именно человек вверг всю природу в суету.

Что же апостол подразумевает под словом «суета»?

Суета – это значит отсутствие стабильности, гармонии. Хаотическое состояние, в котором идет борьба частей друг с другом и всех частей с целым.

В человеческой жизни, мы знаем, есть очень много суетного. Когда человек старается и туда, и сюда успеть, и нет у него концентрации, и он в этом теряет себя – разбрасывается, раскидывается. И вот это разбрасывание и раскидывание – состояние, которого не было в творении по Божьему замыслу. Вот что такое суета!

В этом смысле суеверие – это вера в то, что мечется. В то, что не является действительно существенным, подлинным, гармоничным, красивым, истинным и полным любви.

Это я говорю, конечно, с точки зрения Христианской веры. Потому что говорить о вере вообще нет смысла, веры есть на земле разные. Но я сейчас говорю о той вере, которая определяет нашу жизнь в Боге, нашу жизнь в Богоообщении, нашу жизнь друг с другом. Она не суетна и не смеет быть суетной, потому что суетность – это и есть греховность, которая отвлекает нас от подлинного.

Христианство – вера определенная, установившаяся, спокойная. Говоря опять словами Апостола Павла, это вера, действующая любовью и базирующаяся на надежде. Она стабильна, конкретна, чиста. В ней нет этой суетной грязи – пыли, которая мечется во все стороны и застит свет, облаком заходит в душу.

И, что самое главное, вера осуществляется только тогда, когда есть с одной стороны молитва, как сказал Христос, а с другой стороны – пост. Как раз суетность, которая тесно связана со всякого рода беснованием, изгоняется только молитвой и постом. Почему именно так? Потому что молитва нас соединяет с источником истины, с источником жизни, с подлинной реальностью, с основной вечности. А пост ограничивает нас самих в том, что является слишком большим соблазном, – в жадности, эгоизме, всякого рода себялюбии.

Другими словами, суеверие – это то, что базируется на грехе человеческом, и этот грех человеческий таким образом затемняет истину, что истина становится непонятной. А вера, наоборот, – очищает и освящает, потому что она ведёт к источнику, который есть чистота, святость и любовь.

Суеверие прогресса

Как же нам все-таки различить веру и суеверие в жизни? Потому что одно дело – в теории, а другое дело – на практике.

Знаете, очень просто. Посмотрите на хороший храм, посмотрите на другие плоды культуры и человеческой истории, на многое из того, что дали нам наши предки, которые строили верой глубокой, ясной, чистой, утверждённой и совершенно определённой. Результаты их труда видны нам и сейчас, они ценятся во всем человечестве.

А вот плоды суеверия выглядят иначе. Они – результат суетности нашей современной жизни.

Может быть, в некотором отношении, достижения цивилизации дают нам возможность существовать легче, чем нашим предкам. Тем не менее именно эта цивилизация подарила нам невероятную спешку во всех отношениях, безостановочность, иногда даже и какую-то беззастенчивость. И, как следствие, – сумасбродство и отход от целеустремлённости человеческой жизни.

У нас в Америке особенно ясно видна ненужная суета, которая, как ни печально, – результат огромных достижений. Технический прогресс, который многими воспринимается однозначно положительно, – это ядерная бомба, которая разрывает цельность ядра для того, чтобы уничтожить все вокруг. Как в своё время один из философов русских сказал – «суеверие прогресса». Очень хорошее выражение, которое говорит нам: если поверить в прогресс как в нечто самобытное или самоопределяющееся, этот прогресс превратится в суеверие. Почему? Потому что он бесцельный, он идёт без всякой серьёзной цели. Когда есть цель, и хорошая цель – тогда другое дело.

Когда я оцениваю историю России и её культуры, то совершенно ясно вижу, что та культура, которая и доныне ценится, основана на цельности, а не на суетности. Её главное устремление было – именно побороть суетность, и дать смысл жизни. И потому она достигла таких огромных исторических результатов и создала такое целостное государство. А сейчас что мы видим? Распад, развал. И это есть плод суеты, плод самого настоящего суеверия, если хотите – суеверия прогресса.

Дай Бог нам всем от этого избавиться. И укрепиться, и углубиться в то, что нам дали наши предки. Дай Господь всем вам всего доброго и хорошего, и да хранит Он вас в этой цельности!

Источник: "Православие и Мир"

Почему некоторые приметы действительно сбываются?

Что следует понимать под суеверием и почему некоторые народные приметы действительно сбываются?

Что такое суеверие? Это, как уже видно по самому слову, есть суетная вера, то есть вера пустая, не подлинная, напрасная. Вообще, человеческой душе свойственна потребность веры. И суеверие есть попытка удовлетворить эту потребность, только не верой, явленной в Божественном Откровении, — ведь это требует огромных личных усилий, душевных, волевых и даже интеллектуальных — а верой, так сказать, подручной, верой, заимствованной из местных преданий и основанной на соприкосновении хоть с чем-то таинственным.

Например, человек не верит в Бога (или верит очень поверхностно) и соответственно не обращается к Нему со своими молитвами (либо молится крайне поверхностно), зато свято следует народным приметам, так что при выходе из дома ни в коем случае не допустит подметания полов — происходит как бы восполнение отсутствия надежды на Бога надеждой на соблюдение сложившейся приметы. Зачем суеверному человеку хочется сплюнуть через левое плечо? Чтобы хоть чем-то внутренне заручиться — суеверие есть компенсация подлинной веры.

И в то же время, это попытка ощутить соприкосновение нашего мира с миром потусторонним. Такова вера в магическую силу камней, амулетов и даже обыкновенной подковы, которую, для счастья, вешают над входом в дом.

По сути, суеверие есть продолжение древнего язычества, представлявшего все вокруг населенным духами. Вот как древнегреческий автор Феофраст в своем произведении «Характеры» описывал богобоязненного афинянина: «Перебежит ему путь хорек — он прирастет к месту, пока не пройдет кто-либо другой или пока он сам не бросит через дорогу трех камней... Прогрызет у него мышь добрый мешок — он отправляется к прорицателю с вопросом, как ему быть. Посоветует тот починить мешок, он его послушается, а вернется домой — принесет умилостивительную жертву. Он не сядет на могилу, не приблизится к трупу или роженице. «Как бы не оскверниться», — думает он. Привидится ему сон, он побывает у толкователя снов, у предсказателя, у птицегадателя, чтобы получить совет, какому богу или богине вознести молитвы. Если он увидит в толпе человека с чесночным венком, он омоет голову и пригласит жриц произвести очищение морским луком и кровью щенка, приметит сумасшедшего или припадочного — начнет плевать себе на грудь. Подобное, только в иных вариациях, происходит и в наши дни: перебежит дорогу черная кошка, ждут, когда первым пройдет кто-нибудь другой; боятся, что произнесенное вслух не сбудется, сплевывают трижды через левое плечо; увидят странный сон, начинают исследовать сонники.

Когда у человека нет подлинной веры в Бога, то богом для него становится что-то более близкое и понятное, на что он старается полагаться в собственной жизни. Так возникает идолопоклонство перед вещами и устоявшимися народными преданиями. И в то же время, еще раз повторим, что суеверие есть попытка хоть сколько-то возвысить, одухотворить обыденность, только не с помощью обращения к Богу и стяжания благодати Духа Святого, а через признание в предметах этого мира какой-то таинственной силы или через видение в различных случайностях действия некоего превосходящего нас фатума, рока, судьбы. И все это — некая облегченная форма религиозности, при которой уповают на случайности, как на закономерности и проявления неведомого нам высшего мира.

Почему же, как кажется, исполняются некоторые суеверия? Потому, что часто бывает: во что человек поверил, то для него и становится реальным. Суеверный сам соотносит события своей жизни с содержанием суеверий, сам выстраивает в своем воображении причинно-следственные связи, подобно тому, как древние язычники видели в событиях своей жизни подтверждение истинности своей мифологии и веры в богов. Нередко этому прямо помогают темные силы. Например, кто верит в НЛО, тому оно и действительно может явиться по действию бесовских сил, что известно автору этих строк на основании некоторых живых примеров. А в отношении внутренней зависимости от суеверий хочется вспомнить прекрасные слова святого апостола Павла: "Стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства" (Гал. 5, 1).

Источник: Валерий Духанин "Во что мы веруем? 100 ответов современнику"

Те, кто ходят на Пасху на кладбище вместо храма, не христиане, заявляют в Русской церкви

В Московском патриархате советуют верующим отмечать праздник Воскресения Христова в храмах, а не на кладбищах.

"В этот день нужно прийти в храм. Человек, который не пришел в храм, а пришел на кладбище, совершает грех. Это день для духовной радости, для участия в богослужениях, молитвы и причастия", - заявил глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин в пятницу на пресс-конференции в Москве.

По его словам, такой человек, "неправильно живет и должен спросить себя: а христианин ли я? И услышать ответ: "Нет".

Священник напомнил, что день поминовения усопших - это Радоница, вторник второй недели после Пасхи.

"Самое главное, что мы можем сделать для наших усопших, это молитва. Это не поминки и уж тем более не какие-то чудовищные выходки, когда люди напиваются на могилах или дома после посещения кладбищ. Этим мы только оскорбляем память усопших. Усопшие скорбят, когда по поводу их памяти устраивают пьянки, в ходе которых люди теряют человеческий облик", - сказал отец Всеволод.

Смысл Пасхи, напомнил он, в том, что Бог взял наказание за грехи людей на себя, и "теперь каждый, кто кается в своих грехах и верует во Христа, имеет возможность войти в блаженную вечную жизнь, - только через покаяние и только через Христа".

В свою очередь директор научно-практического центра экстренной медицинской помощи департамента здравоохранения Москвы Сергей Федотов сообщил, что выход из поста отмечается незначительным увеличением случаев обращения к врачам.

Он призвал к умеренности, отметив, что "пост - это умеренность, и умеренно нужно из поста выходить".

Источник: ИНТЕРФАКС

Суеверие как искушение «бабьими баснями»

Что есть суеверие? Где те грани, перейдя которые, христианин превращается в суевера? Актуальна ли проблема суеверий для современного христианства? Эти и многие другие вопросы будут рассмотрены в данной работе.

Но прежде, чем мы перейдем к поиску ответов на поставленные вопросы, несколько слов скажем о светском и оккультном подходе к этому понятию, а также о том, как игра понятиями может использоваться в качестве средства идеологической войны против христианства. Зачем об этом нужно писать? Проблема в том, что многие религиозные понятия, встречающиеся в русском языке, многозначны в своем смысловом значении, и в зависимости от используемого контекста могут приобретать прямо противоположные значения. К таким многозначным понятиям относится и суеверие. Поэтому прежде попытки христианского толкования данного понятия, познакомимся с другими точками зрения на него.

Открывая словарь Даля, мы можем прочитать следующее определение суеверия: "Суеверие – ошибочное, пустое, вздорное, ложное верование во что-либо; вера в чудесное, сверхъестественное, в ворожбу, гадания, в приметы, знамения, вера в причину и последствие, где никакой причинной связи не видно"[1]. В словаре Ожегова суеверие определяется так: "Суеверие – вера во что-нибудь сверхъестественное, таинственное, в предзнаменования, в приметы"[2].

Несложно заметить, что подобные определения атеистичны по своей сути, так как отвергают реальность существования сверхъестественного. Они, с одной стороны, достаточно точно передают сущность суеверия как "ложной веры". Но одновременно они без труда позволяют объявить суеверием, например христианство, ислам или иудаизм. Ведь христиане, мусульмане и иудеи верят в сверхъестественное, в возможность чуда, в то время как, например, для атеиста и пантеиста[3] все происходящее в мире естественно и ничего сверхъестественного нет. Здесь мы можем видеть важность мировоззренческих установок автора определений, которая позволяет наполнять одни и те же слова прямо противоположным смыслом. Важность этого момента показывает нам сама история России.

Толкование религии сквозь сито атеистического мировоззрения, в течение многих десятилетий бывшее в нашей стране основным подходом к проблеме, стране, принесло свои тяжелые плоды. Советский режим внушал людям что "…религия есть форма духовного гнета. Коммунистическая партия всей своей деятельностью помогает освободиться от религиозных суеверий…"[4]. Следствием таких внушений стала поголовная религиозная безграмотность населения, что, в свою очередь, не способствовало борьбе с суевериями, а скорее помогало их расцвету. Для атеистов философия служила идеологическим оружием против всех религий, в том числе и христианства. Определение суеверия как "веры в сверхъестественное" позволяловычеркнуть религию из области вопросов, требующих к себе серьезного отношения, что, в свою очередь, переводило диалог с религиями в область психиатрических аномалий и невежественных предрассудков, которые должны были быть преодолены "естественным" образом.

Конечно, если можно назвать естественными методами борьбы с "религиозными суевериями" тюрьмы, концлагеря и физическое уничтожение людей, придерживающихся религиозных воззрений на мир на пути построения "светлого будущего" коммунизма. Но коммунизм доказал свою идеологическую несостоятельность и фактически сошел (или ушел в тень) мировой истории. И вот парадокс: на новом историческом этапе появляются у Церкви Христовой новые враги, которые пытаются с Нею бороться старыми методами идеологов "научного" марксизма-ленинизма. И новый враг этот зовется оккультизмом.

Изучая труды оккультных классиков, несложно заметить, что ими делается попытка отнести христианство к области суеверий. Например, свидетельства этого можно без труда найти в оккультном учении агни-йога: "…дух смещающихся народов тлеет на уходящих энергиях, [таких], как ханжество, суеверие. Основа этого тления – церковь, которая сеет ужасы…"[5]. При этом оккультисты утверждают, что уважают христианство, как впрочем, и все остальные традиционные религии. По сути же это не так. Например, в агни-йоге можно прочитать следующее: "Через три столетия после ухода Благословенного Учение уже наполнилось религиозными спорами. Не прошло века, как христианство проявило крайнюю нетерпимость. Последнее возглашение Магомета началось с фанатизма. Религиозные споры уничтожили смысл Учения…"[6].

Оккультисты считают все мировые религии искажениями первоначального учения их основателей: "В давнее время религии являлись крепкими звеньями, устремляя человека к Высшему Миру, но затем около религий свили гнезда преступление, суеверие и лицемерие"[7]; "…Конечно христианство, в его современной форме, и учение самого Христа – две совершенно разные вещи. Точно так же, как современный ламаизм и основное учение Готамы Будды являются полными антиподами…"[8]. А раз религии являются ложными и напитанными суевериями, то "… освободиться от… суеверий можно лишь путем Учения, ясно и твердо указующего лестницу восхождения к синтетическому, истинному Знанию"[9].

В общем, оккультисты считают, что все традиционные религии надо заменить оккультизмом. В этом и заключается вся идея "братства религий", не во взаимно уважительном сосуществовании их, а в поглощении "неистинных" традиционных религий "истинным" оккультизмом[10]. По сути, оккультисты борятся с Церковью Христовой и всеми мировыми религиями теми же средствами, что боролись с религией атеисты. На поверхности - уверения в уважительном отношении к свободе совести, внутри - жесткие установки на уничтожение традиционных религий внутри, - вот что представляет собой современный оккультизм.

Атеисты боролись, например, с христианством, потому что считали Христа мифом, а христианство - способом порабощения трудовых масс, и потому Церковь, по их мнению, надо было уничтожить. Оккультисты же считают, что Церковь Христова учит о Христе неправильно, что Она препятствует распространению оккультизма и делают тот же вывод, что и атеисты: христианство изжило себя и его надо преобразовать, а по сути, уничтожить[11]. Меняются лишь мотивы, цель та же, что и раньше. Какой вывод можно сделать из всего вышесказанного? Понимание суеверия в рамках христианского мировоззрения не тождественно его светскому и оккультному толкованию, и об этом не стоит забывать[12], особенно, если люди определенного мировоззрения рвутся во власть.

Приход к власти атеистов залил Россию христианской кровью, а что даст приход к власти оккультистов? Как сказано в агни-йоге: "Можно представить необходимость уничтожить врага…"[13]. А если вспомнить, что оккультистами ставится знак тождества между "ревнителями Церкви" и "слугами тьмы"[14], с которыми они активно борются, то несложно представить себе участь христиан, если носители подобной идеологии придут к власти. Теперь вернемся к основному, разбираемому нами, вопросу, к христианскому пониманию суеверий.

Суеверие с церковно-славянского можно перевести как "пустая вера", "напрасная вера", "тщетная вера". Чтобы более точно определить сущность христианского понятия "суеверие", надо разобраться, как в христианстве определяют такое понятие как "вера".

Классическое христианское определение веры звучит так:"Вера… есть осуществ ление ожидаемого и уверенность в невидимом" (Евр.11:1). Причем под этим ожидаемым подразумеваются обетованные блага будущего, например, воскресение мертвых. В отношении к невидимому вера есть то же самое, что осязание и непосредственное созерцание в отношении к видимому. Вера является основой христианского сознания и образа жизни. При этом нужно заметить, что вера не есть только познавательный акт, скорее это процесс, одновременно соединяющий в себе познание и внутреннюю духовную трансформацию человека через единение с Богом. В Священном Писании об этом сказано: "Для сего преклоняю колени мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле, да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши, чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею" (Еф.3:14-19).

Вера есть внутреннее состояние, в котором пребывает человек в момент единения с Богом. Она является даром Святого Духа. В Священном Писании сказано об этом: "Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен" (Ин.7:38-39). Вера является вратами, через которые происходит встреча Бога и человека. Св. Максим исповедник писал: "Вера есть сила, все внутри в благонастроении содержащая, или есть самое благонастроение, подающее преестественное, непосредственное, совершенное единение верующего с веруемым Богом"[15]. Священное Писание учит о знамениях, которые сопровождают верующих в Бога: "Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы" (Мк.16:17-18).

Но сразу же хочется заметить по поводу приведенных слов Христа: они не означают, что верующих от неверующих нужно отличать через принятие ими яда, и далее смотреть, кто выжил, а кто нет. Скорее здесь говорится о том, что Святой Дух благодаря вере в Него может проявлять через человека Свою силу, тогда когда в этом есть реальная надобность!

В Священном Писании сказано: "Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего" (Мф.4:5-7). Хорошо, когда Бог проявляет себя через чудо, но горе тому, кто ищет чудо искусственно. Нужно заметить, что не любая вера в Священном Писании приветствуется: "…да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду" (2Фесс.2:12).

Вера должна быть истинной, потому что и бесы верят в Бога: "Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут" (Иак.2:19), но от этого не перестают быть бесами! Верой надо жить. Если же она начинает восприниматься не как акт внутреннего состояния, а как нечто внешнее, навязанное силой, например, модой, или "необходимостью" принадлежать к конкретной христианской культурно-исторической традиции, то вера вырождается, переходя в суеверие, обрядоверие[16].

В христианстве не может быть веры национальной, народной, а может быть лишь вера Христова. Человек становится христианином не по факту рождения в христианской семье, или стране, а по вере во Христа. Обретение веры проявляется в кардинальном изменении образа жизни человека, он начинает соизмерять свою жизнь с Заповедями Божьими, и христианские ценности становятся единственно возможными для него. Не потому, что ему запрещают приобщаться к иной системе ценностей, а потому, что она отражает внутреннюю реальность христианина. Познав через внутренний опыт веры Бога, христианину органически становится чуждо все, что уводит его от Него. Как ювелиру бессмысленно предлагать фальшивое золото, выдавая его за настоящее, потому что он способен отличить настоящее от подделки, так и христианин начинает отвергать все, что уводит его от Бога, и зовет к принятию "подделок" под Бога. Имея эталон настоящего, кто захочет принять фальшивку? Христианин следует, прежде всего, Воле Божьей (Лк.22:42); тот же, кто стремится христианство переделать под себя, лишь обольщается своей мнимой принадлежностью к нему. Впрочем, таких людей сейчас немало, и о них есть пророчества в Священном Писании: "Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням" (2Тим.4:3-4).

Как соотносятся вера и разум? Часто критики христианства представляют веру как некритическое усвоение христианских догматов, что является ложным толкованием данного понятия. Скорее наоборот, Священное Писание призывает к вопросам веры подходить рассудительно: "…тогда рассудительность будет оберегать тебя, разум будет охранять тебя, дабы спасти тебя от пути злого, от человека, говорящего ложь" (Прит.2:11-12); "…чтобы старцы были бдительны, степенны, целомудренны, здравы в вере, в любви, в терпении" (Тит.2:2). Христианство не отвергает рассудок, оно призывает к трезвомыслию, к правильному отношению к вере, к догматике, к Богу и человеку. Например, св. Макарий Великий писал: "Кто хочет христианскую жизнь с великой точностью вести в совершенстве, тот обязан всеми силами позаботиться прежде всего о смысле и о рассудке души, чтобы, приобретши способность в точности различать доброе и худое, и во всяком случае распознавая, что в чистую природу привзошло несвойственного ей, жить нам правильно и непреткновенно, и чтобы, пользуясь рассудком, как глазом, быть нам в состоянии не сдружаться и не входить в согласие с внушениями порока, а чрез это, сподобившись божественного дара, сделаться достойными Господа"[17].

Призыв Священного Писания и святых отцов к рассудительности не удивителен, ведь и слово "логос", которым в Евангелии от Иоанна называется Иисус Христос (Ин.1:1), в переводе с древнегреческого языка означает не только "слово", но и "разум"[18]. Отсутствие трезвомыслия приводит к легковерию, откуда один шаг до суеверия. Часто критики христианства приводят знаменитую фразу, приписываемую Тертуллиану: "Credo quia absurdum est" (Верую, ибо нелепо) чтобы доказать отсутствие совместимости в христианстве разума и веры. Нужно заметить, что эта фраза не передает христианскую позицию в данном вопросе, а является частным мнением одного человека[19]. В завершение рассмотрения понятия "вера", хочется еще раз напомнить, что вера не есть некритическое усвоение некоей информации, а есть процесс единения христианина с Богом, который проявляет себя через преобразование всей природы человека и, в первую очередь, его нравственных установок.

Теперь рассмотрим христианскую трактовку понятия "суеверие". Как было сказано выше, суеверие есть пустая вера, ложная вера. Одно из его определений может звучать так: "Суеверие – грех, состоящий в том, что чисто естественным вещам придается значение сверхъестественное. Оно плод невежества и развращения и строго осуждается словом Божьим"[20]. Суеверие есть грех отступления от веры, отсутствие ее, ложное понимание веры, принятие лжи за истину, потому что "всякая неправда есть грех…" (1Ин.5:17). Грех есть отступление от Божьей Воли, нарушение Его Заповедей[21]. Суеверие выводит человека за пределы Церкви Христовой, так как заставляет его искать в Ней то, чего там нет. В принципе нет такого понятия как "церковные суеверия", любое суеверие есть отхождение человека от Церкви, поэтому правильнее их назвать околоцерковными, псевдоцерковными или даже антицерковными, или антихристианскими. Суеверия приносят много вреда, так как они уводят людей от истинного богопознания, от благочестивого образа жизни, а также от правильного участия в Православном Богослужении.

Какие виды суеверий встречаются среди людей приходящих в Церковь? Есть суеверия, связанные с особенностями годового круга богослужений. Например, некоторые благоговейно относятся к скорлупе пасхальных яиц (хотя разумнее было бы ее просто выкинуть), или в случае пожара перебрасывают пасхальное яйцо через горящий дом, и т.д. Есть суеверия, связанные с обрядами, например, освящение автомобилей. В самой практике нет ничего плохого, практика освящения "колесниц" существует в Церкви издавна, плохо неверное отношение к данному действу. Многие почему-то считают, что это дает гарантию безопасности даже неверующим людям, в то время как на практике освящение любого предмета - это лишь призыв Божьей благодати и обещание перед Богом использовать освящаемый предмет в благих целях. Атеист, рассчитывающий на то, что после освящения машины он не будет попадать в аварии, зря тратит свое время. Есть многочисленные суеверия, связанные с церковными Таинствами. Такие суеверия еще можно назвать обрядоверием. Обрядоверие - это вера в то, что чисто механическое совершение какого-либо обряда, без внутреннего духовного изменения человека, само по себе разрешит какие-либо житейские проблемы. Приведем несколько примеров обрядоверия.

Например, некоторые считают, что если постоять под куполом храма, то можно "зарядиться" энергией. Хотя на практике лишь единение с Богом через веру и Таинства Церкви дает силы христианину, а такого единения не достигнуть без его нравственной трансформации и жизни в соответствии с Заповедями Божьими.

Некоторые христиане приводят на Таинство Елеосвящения (соборование) маленьких детей с целью улучшить их поведение, или чтобы они лучше спали, забывая при этом, что данное Таинство предназначено для помощи людям, страдающим телесными или душевными болезнями.

Другой пример. Отдельные люди спешат принятьКрещение, чтобы не болеть, забывая при этом, что христианин не ставит своею целью достижение здоровья, а полагается на Волю Божью и принимает от Бога то, что Тот сочтет нужным ему дать. Иногда для усмирения страстей отсутствие здоровья более спасительно для человека, чем его наличие. Достаточно вспомнить пример апостола Павла, который, несмотря на то, что сам исцелял людей, страдал от заболевания, мучавшего его. Об этом в Священном Писании сказано так: "И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился" (2Кор.12:7). Часто болезнь дается Богом с целью духовного очищения человека, для его смирения, о чем многие христиане забывают.

Есть еще такое суеверие. Человек приходит в храм поставить свечу, чтобы исполнилось его желание. При этом тот, кто ставит свечу, загадывает желание и ждет, пока она догорит, считая, что желание из-за этого исполнится. Подобная практика показывает, что человек не понимает сущности христианства. Согласно христианского вероучения, Господь заботится о всякой твари, включая и человека, это называется Промыслом Божьим. Определить Промысл Божий[22] можно так: "Промысл Божий есть непрестанное действие всемогущества, премудрости и благости Божией, которым Бог сохраняет бытие и силы твари, направляет их к благим целям, всякому добру вспомоществует, а возникающее через удаление от добра зло пресекает или исправляет и обращает к добрым последствиям"[23]. Христианин находится под непрерывной опекой Божьей и получает от Бога все, что ему нужно для спасения и жизни. Любая попытка "магическими"[24] методами воздействовать на Промысл Божий наивна, а в случае оккультных практик - преступна, так как соединяет человека с бесами, и является проявлением недоверия к Богу, попыткой его "подкорректировать", заполучить то, что Господь не счел нужным человеку дать. По сути, подобные действия показывают отсутствие веры человека в Бога.

Есть еще одно суеверие, которое иначе, чем дикостью, назвать сложно. Некоторые не церковные люди ставят на канун(канун – это низенький четырехугольный столик, на котором стоит распятие и подставки для свечей; перед кануном служат панихиды, т.е. заупокойные молитвы) свечи за живых, зажигают, а потом втыкают горящим концом вниз, искренне считая при совершении данного действия, что от этого их врагам будет плохо, они заболеют, а то и умрут. Практика постановки свечей за живых на канун безвредна для тех, против кого это делается, но она показывает, что в Церкви есть немало людей, которые являются христианами чисто номинально. Христос призывал возлюбить врагов, а не убивать их, да еще таким глупым способом. Ни одно церковное Таинство, ни один обряд не действуют магически. Промысел Божий заботится о каждом человеке и никакая свеча, поставленная за живого на канун, Его не подкорректирует.

Следующее суеверие заключается в том, что человек посещает Таинства Исповеди (Покаяния) с целью магического разрешения проблем. Опять же, поступающие так забывают, что Господь не дает нам испытаний сверх наших сил, попытка отвергнуть эти испытания, преодолеть их магически, есть признак недоверия Богу и является проявлением духовной лени и элементарного невежества в христианском вероучении. Святой Иоанн Златоуст пишет: "Покаянием же я называю не то, чтобы только отстать от прежних худых дел, но и то, чтобы показать большие добрые дела. Сотворите, сказано, плоды, достойные покаяния (Лк.3:8). Как же нам сотворить их? Поступая наоборот: например, ты похищал чужое? Впредь давай и свое. Долгое время любодействовал? Теперь воздерживайся от своей жены в известные дни; привыкай к воздержанию. Оскорблял и даже бил… Теперь благословляй обижающих тебя…Для исцеления нашего недостаточно только вынуть из тела стрелу, но еще нужно приложить к ране лекарство…Сказано, уклонись от зла и сотвори благое"[25]. Как мы снова видим, покаяние – это не просто перечисление грехов перед священником, это изменение образа мышления и, как следствие, образа жизни. Те, кто толкуют покаяние как некий магический акт по снятию грехов, обманывают самих себя.

В церковной практике встречаются и другие примеры суеверного отношения к Таинствам. Например, есть люди, которые причащают детей, для того чтобы те были здоровы, а также для очищения организма и для поднятия гемоглобина в крови, забывая при этом, что Причастие духовно соединяет людей с Богом и ставит своею целью, прежде всего, духовную трансформацию человека, которая должна проявиться в первую очередь в нравственной сфере, а никак не в поднятии гемоглобина.

И последний пример суеверия, который мы упомянем в нашей статье - это прохождение Таинства Венчания с целью удержать мужа при себе. Подобный магический подход к данному Таинству (как впрочем, и ко всем остальным) недопустим. Таинство Венчания есть клятва перед Богом, обещание о взаимной супружеской верности во образ союза Христа с Церковью, в нем должны участвовать христиане[26]. В Священном Писании сказано: "И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает" (Мф.19:5-6).

Если люди не верят в Бога, зачем им участвовать в этом Таинстве? Делать это так, на всякий случай, или тем более ожидая от Таинства какого-то магического воздействия, не стоит. Это лишь колдуны обещают сделать привороты своим клиентам, а христианство такого обещания не дает! Воля любого человека свободна и христианство ее уважает. А попытку (пусть даже по своему невежеству) поставить Церковь Христову на один уровень с колдунами может предпринять только человек, чуждый христианству, а таковому никакие церковные Таинства помочь не могут. Таинство Венчания освящает брак, превращая семью в домашнюю Церковь, но не гарантирует, что он не распадется. Люди соединяются в Боге, но никто не мешает им Его предать и отступить, что как следствие может привести к распаду семьи. Так что любой поиск в Церкви магии бесперспективен. Кроме вышеперечисленных, существует еще множество других суеверий, но и приведенных, на взгляд автора, достаточно, чтобы понять их бессмысленность.

Откуда берутся суеверия? Суеверными люди становятся из-за своего невежества, из-за того, что, придя в Церковь, они ищут в Ней не Христа, а удовлетворения своих материальных, эмоциональных и иных достаточно приземленных потребностей. Незнание и непонимание христианского вероучения толкает людей к суевериям, а те, в свою очередь, могут быть первой ступенью к оккультизации их сознания и трамплином к оккультизму. Ученые провели социологическое исследование[27] отношения современных православных к таким оккультным практикам, как гадание, колдовство, астрология, экстрасенсорика, и вот что оказалось. Восемь процентов православных верят в гадание, пять процентов в экстрасенсорику, четыре процента в колдовство. К счастью, в большинстве случаев православные, даже те, которые верят в экстрасенсов и колдунов, все же не обращаются к ним. Однако наличие доверия к подобного рода вещам заставляет задуматься о том, все ли в порядке в самом христианстве, и не нужно ли усилить просветительскую деятельность наших пасторов, чтобы максимально исключить всякий оккультизм из жизни христиан.

Что можно сказать в завершение этой статьи? Суеверия уводят людей от Бога. Священное Писание однозначно негативно говорит о них: "Негодных же и бабьих басен отвращайся, а упражняй себя в благочестии" (1Тим.4:7). Лучший путь к преодолению суеверий - это просвещение людей в христианском вероучении и налаживание здоровой церковной жизни. К тому же, именно этого требует Священное Писание от христиан: "…идите, научите все народы…" (Мф.28:19). И будет вполне логичным для всех христиан откликнуться на этот призыв Христа и воплотить его в жизнь.


Использованная литература и примечания

1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., Цитадель. 1998.Т.IV. С.623.
2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. М., Азбувник. 1999. С.778.
3. Индуизм, буддизм и оккультизм пантеистичны.
4. Розенталь М., Юдин П. Краткий философский словарь. М., 1954. С.512.
5. Агни-йога. Иерархия. 395.
6. Агни-йога. Знаки агни-йоги. 469.
7. Агни-йога. Надземное. 718.
8. Письма Е.И.Рерих. Цит.: Хранитель. №1. 1998., С.16.
9. Письма Елены Рерих, 1929-1939. Минск. Лотаць. 1999. Т.1.С.166. Письмо от 10.05.33.
10. См.: Питанов В.Ю. Миф о "братстве религий", как метод борьбы с традиционными религиями. http://apologet.narod.ru/
11. См.: Питанов В.Ю. Суд совести: агни-йога против христианства. http://apologet.narod.ru/
12. Есть литература, которая к суевериям относит все, что находится вне рамок традиционных религий. См.: Таицкая А.И. Энциклопедия заблуждений. Суеверия. М., Эксмо. Донецк. Скиф. 2004.
13. Агни-йога. Община. 146.
14. Живая этика. Беспредельность.391
15. Добротолюбие.Т.3. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1993.С.263.
16. Православная энциклопедия. Т.VII. М., Православная энциклопедия. 2004. С.675.
17. Добротолюбие.Т.1. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1993.С.210.
18. Православная энциклопедия. Т.VII. М., Православная энциклопедия. 2004. С.678.
19. Там же. С.679.
20. Полный церковно-славянский словарь. М., Отчий дом. 2005. С.688.
21. Подробнее о грехе см.: Иерей Олег Давыденков. Догматическое богословие. М., ПСТГУ. 2006. С.238-253.
22. Христос упоминает о Промысле Божьем в Священном Писании, см.: Мф.6:25-30.
23. Иерей Олег Давыденков. Догматическое богословие. М., ПСТГУ. 2006. С.167.
24. См.: Осипов А.И. Путь разума в поисках истины. М., Изд. Сретенского монастыря. 2002.
25. Св. Иоанн Златоуст. Творения. Т.7. кн.1. Изд. 2-е. СПб., 1911. С.107.
26. См.: Шиманский Г.И. Литургика: таинства и обряды. М., Изд. Сретенского монастыря. 2003.
27. См.: Синелина Ю.Ю. Изменение религиозности населения России: православные и мусульмане: суеверное поведение россиян. М., Наука. 2006.

Виталий Питанов

Апологет

«Магия» церковной свечи

Трудно себе представить православный храм, в котором не возжигались бы свечи, не смотря на то, что теперь везде есть электрическое освящение. Мерцающие огоньки служат приятным дополнением к нашей молитве, они способны вызвать в душе умиление и другие радостные чувства. Однако люди очень часто церковным свечам придают оккультно-магический смысл. И каких только суеверий не напридумывают вокруг них!..

Самое распространенное — поставить свечку на «канун» (специальный подсвечник, на котором обычно ставят свечи за упокой) за живого, а если еще ее сломать, то можно уже от радости в ладоши потирать, потому что тот, за кого поставили, если не умрет, то, как минимум, заболеет чем-нибудь тяжелым. До чего же глупо думать, что чья-то жизнь или здоровье зависит от простой восковой свечи, пусть даже церковной!.. О каждом из нас действует Промысел Божий, и Господь не станет посягать ни на кого по причине того, что кто-то поставил свечку не в том месте.

Встречаются и такие предрассудки — нельзя, мол, ставить свечку левой рукой. Некоторые считают чуть ли не самым страшным грехом подсмолить свечку снизу. А еще люди начинают пугаться, когда свечка начинает потрескивать. Правой или левой рукой ставить свечку — не имеет абсолютно никакого значения. Если человек «левша», то, естественно, ему удобнее ставить той рукой, которая у него ведущая, то есть левой. Что касается «подсмаливания» свечей снизу, то делается это только для того, чтобы свечка стояло более прочно в ячейке подсвечника. При изготовлении свечей используют воду для охлаждения, и в плохо пропрессованых местах могут быть капельки воды, которые и вызывают потрескивание.

Вспоминается один случай, когда я был еще школьником и, стоя в храме на всенощном бдении, увидел, как женщина подошла к центральному подсвечнику и поставила несколько свечей. Когда они начали догорать, дежурные по храму бабушки естественно решили затушить, чтобы вынуть огарки из ячеек. Если не сделать это вовремя, то потом приходиться их выковыривать. Эта женщина всеми силами старалась укрыть свои свечи от бабушкиных «дуновений», а если какой огарок угасал, то она его тут же зажигала. Бабушки оказались не «железными» и усердствовать не стали. Тогда в дело вмешался дьякон, который с одного раза все затушил. Настоятель подозвал к себе эту женщину и заговорил с ней. Как и предполагалась, какая-то целительница посоветовала ей сжечь в храме свечи целиком, и наивная женщина сразу побежала в храм.

Церковные свечи довольно часто любят употреблять в своих ритуалах разные оккультисты, но все их действия носят кощунственный характер. Даже церковные молитвы читаются вместе с заговорами.

Церковь всегда предостерегала людей от слуг сатаны и всегда предупреждает, что наличие у экстрасенса церковной свечи или какого-нибудь другого церковного предмета абсолютно не говорит о том, что этот человек— православный христианин и действует с Божьего благословения. Хотя, если что-то болит, то почти каждый готов пойти к кому угодно, только бы вылечиться, причем желательно поскорее. Получается и Богу свечку, и черту кочергу. Ну что ж... Господь дал каждому свободную волю, и каждый выбирает сам— прибегнуть к помощи сатаны, вылечив свое тело, зато нанести огромный вред душе; или же со смирением и упованием на помощь Божью нести свой крест.

Тут описаны далеко не все существующие суеверия и предрассудки. Но чтобы не возникало излишнего интереса к ним, лучше давайте вспомним об истинном предназначении церковных свечей: «Огонь горящих... свечей и лампад, как и само кадило с горячими углями и благовонным фимиамом служат для нас образом огня духовного—Духа Святаго, сшедшаго в огненных языках на апостолов, попаляющего греховные наши скверны, просвещающего умы и сердца наши, воспламеняющего души наши пламенем любви к Богу и друг к другу: огонь пред святыми иконами напоминает нам о пламенной любви святых к Богу, из-за которой они возненавидели мир и все его прелести, всякую неправду; напоминает нам и о том, что мы должны служить Богу, молиться Богу пламенным духом, чего у нас большею частью и нет, ибо имеем охладевшие сердца. Так в храме все поучительно и нет ничего праздного, ненужного», — поучает святой праведный Иоанн Кронштадтский.

Священник Александр Богдан

 

LIB.HSGM.RU

САМАЯ ПОЛНАЯ БИБЛИОТЕКА ЭЗОТЕРИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ

 

Последние евангелие Христа  (***)

 

Вверх

ВверхВниз

ВнизИ говорил Он им: пусть то что я сказал, скажете и вы. И не бойтесь если слово какое прибавите или отнимите. И когда решится кто записать что слышал, то будут истинные слова мои. Так я приду к вам опять.

Правда ли, что мы должны служить и поклоняться Богу, потому что мы дети его, а он Отец наш?

Правда, что вы дети его, и должны вырасти, чтобы стать такими как он.

Если сын будет хуже отца своего, то как будет сын следующий?

Если сын будет слабее отца своего, то как он спасёт себя?

Если сын будет глупее отца своего, то откуда возьмётся мудрость?

Все ученики сидели вокруг огня , кидая в него ветки и хворост, от чего тот горел очень ярко. И сказал Он: Жизнь человека - огонь, и рождаясь от искры, растёт он на куче сухих поленьев в большое и сильное пламя, а потом стареет и потухает в пепле. Велик тот огонь, что может погаснуть, когда захочет.

И тут пламя яркого костра внезапно потухло и даже угли не горели в полной темноте. И встал Он и ушёл. И молчал каждый.

И сказал Он: нет у меня имени, ибо я уже не человек. А как назовут меня враги мои - их дело.

Показал Он город огненный , далёкий и необьяснимый.

И сказал Он: теперь, когда я всё познал, я знаю, что я умру. Я это знаю, и поэтому свободен. Свободен настолько, что если захочу, то могу не умирать. Но я знаю, что я умру.

И говорили ученики его между собою: 'Воистину Он Бессмертный!'

Всё что делают они - делают из злобы или жалости. Даже любят они из жалости или злобы. Нельзя любить, испытывая злобу или жалость. Поборите в себе злобу. Поборите в себе жалость. Поборите в себе любовь!

Подошли к нему и просили его: Отец наш, научи нас! И говорил Он так: вы дети мне, но я не отец вам. Всё что есть в вас плохого, от отцов ваших; так они сделали вас плохими, а вы желали этого. Станьте лучше отцов ваших. Победите отцов ваших, которые в вас. Не я отец вам, но вы дети для меня.

Не поступки важны. Важен их смысл. Не важно, что делаю я, важно, что кто-то постигнет смысл этого.

И спросили ученики его: Не является ли кровь жизнью?

И ответил Он улыбнувшись: Нет. Наша кровь - это то, что мы недавно пили. Я недавно пил вино. Значит сейчас моя кровь - вино.

На следующий день я выбросил острый нож, над которым просидел столько ночей.

Спросили его ученики: Кто такой дьявол?

И ответил Он: Я рассказал вам, кто я. Какой мне смысл говорить за другого? Пусть говорит сам за себя. И если увидите человека, который начнёт говорить, кто такой дьявол, знайте - вот он!

И спросил его тогда один ученик с хитрым лицом: А если встречу я человека, который расскажет мне, кто такой Бог. Будет ли он Богом?

И ответил Он, устало улыбнувшись: Я в этом сомневаюсь.

И спросил я его, какую смерть Он для себя выбрал.

И ответил Он мне, глядя прямо в глаза: Я не сильно обману тебя - меня повесят.

Увидел Он одного, жгущего свои записи и сказал: нельзя сжечь то, что написала рука твоя. Нельзя сжечь то, что сказали уста мои.

И спросил его один ученик: что делать мне, если я люблю? И сказал Он: целуй её, пока не устанут уста твои. И спросил его ученик, опустив глаза свои: а если я люблю е г о ? И сказал Он, смеясь: тогда, я думаю, одного поцелуя будет вполне достаточно.

Подошли к нему ученики его и спросили: Верить ли нам в тебя, как в Бога нашего? Он же сказал им: Зачем верить вам? Слепой может верить, что есть солнце. Зрячий это знает. Не верить вам надо, но знать.

Знать же - значить видеть, слышать и чувствовать. Не видите ли вы меня? Не слышите ли слов моих? Не чувствуете ли, что я Бог ваш?

А если знаете вы, что я Бог ваш, то зачем вам верить?

Верящий не может знать. Знающий не может верить.

Подошел к нему ученик и сказал: Как же можно уничтожить любовь? Ведь сказал Бог: 'Возлюби ближнего своего.'

И ответил Он: Бог? Не ты ли мне это сказал?

Он сказал: Нет лжи искусней правды. Как мне это понять?

Смерть страшна. С помощью страха она держит нас и побеждает нас. Не бойтесь смерти, и тогда вы победите её. Тогда вы станете бессмертными. Бессмертными и бесстрашными. Смерть не страшна.

Жизнь - это всё что у вас есть. Смерть - всё чего у вас нет. Я пришел, чтобы победить смерть. И я сделаю это.

Спросили его: Должны ли мы молиться тебе, как молимся Богу нашему ?

Ответил Он: Я ваш Бог. Зачем мне ваши молитвы?

И спросили его ученики: Ждать ли нам когда ты вернёшься к нам?

И ответил Он: Зачем вам ждать меня, когда я с вами? Пусть ждут другие.

Спросили его , пришедшие к нему: Откуда мы знаем, что ты Бог наш?

Ответил Он им так: Если есть у вас Бог кроме меня, принесите его сюда, как принёс я вам своего. Если есть у вас Бог другой, приведите его сюда, как я привёл своего. Если есть у вас Бог, и он не я, пусть придёт сюда, как пришёл сюда я!

И не знали, что ответить ему, пришедшие к нему. И говорили многие: Да, да, истинно Он Бог наш, кто как не Он? Он же встал и пошёл прочь, и был Он велик в силе своей, и красив в лице своём, которое улыбалось.

Спросил его человек, бывший лекарем, который хотел научиться как исцелять людей, подобно ему: Сказано в Писании, что Бог создал человека из глины, а внутри у того совсем другое?

А не сказано ли в Писании, из чего создал Бог голову человеку? Верно тоже из глины? - так ответил Он и лицо его улыбалось.

Показал Он город огненный , далёкий и необьяснимый.

Пришли к нему люди и пали на колени, сказав: Прости нас , ибо мы грешны!

И сказал Он им: Встаньте с колен своих, ибо нет в вас греха. Греха нет ни в ком. Греха нет. Есть только незнание ваше. Если бы знали вы как делать, то сделали так, как знали. Если не сделали вы так, значит не знали. А если не знали вы, то как я могу спросить с вас? Как могу спросить я с младенца за незнание его?

Говорю вам: Кто скажет вам, что вы грешны, тот обманет вас, и отнимет у вас разум, чтобы были вы беззащитны перед силой его. Я же пришёл, чтобы научить вас. Встаньте с колен своих.

Не ищите знания у пророков. Не знают они, что говорят, ибо устами их говорит другой.

Пришли к нему люди и говорили: Слава тебе Боже наш Слава Тебе!

И ответил Он им так: Зачем говорите Слава Тебе? Или я не знаю славу свою? Или мало её у меня? Или нужна она мне?

Не слава нужна мне от вас, но вы! Так я не равный среди вас, но великий, но хочу, чтобы было первое. И не я должен опуститься к вам, но вы подняться ко мне.

И собрал Он учеников своих и сказал им: Долог мой путь. Тысячу лет я буду идти от вас и тысячу лет возвращаться к вам. И будут враги мои говорить от лица моего слова не мои. И назовут меня именем не моим, а себя учениками моими, чтобы верили им как мне.

Долог мой путь. И ученики мои скажут - нет, мы не ученики его и забудут слова мои. И кто поймёт слова мои ужаснётся и скажет - нет не то Он говорил, но вот это. Долог мой путь, но не это я хотел сказать вам, собрав вас.

Я говорю вам: я пришёл сделать вас сильными. Сильный сделает всё, слабый - ничего. Слабый - тот кто верит. Сильный - тот кто знает. Не верьте, но знайте.

Я пришёл освободить вас от смерти. Умрёт боящийся умереть, бесстрашный - бессмертен. Не бойтесь умирать. Я пришёл сделать Богом каждого. Бог это тот, кто вовремя осознал свою ничтожность. Богом быть не трудно. Трудно стать им.

Я говорю вам: не жалейте никого и никто не пожалеет вас. Жалеющий жалеет себя. Если хотите жалости от кого, то как дети вы. Не дети малые должны вы быть, но выросшие. Не любите. Любовь - это страх потерять. Боящийся потерять не найдёт. Боящийся потеряет.

Не думайте, что виновны, нет на вас вины.

Я говорю вам: не в начале было Слово, но в конце. Не слова мои святы, но мысли ваши. Так, слов всегда больше.

Я говорю вам: прощайте, те кто был со мной.

И просил его ученик : Господи, не уходи от нас!

Он же ответил: не я ухожу, но вы остаётесь.

И пламя вспыхнув, осветило лицо его.

И лицо его улыбалось.

 

Последние евангелие Христа (***)

 

 
 
Copyright 2009 © Триединый Бог